eTutorium

Внедрение дистанционного обучения. Синхрон vs Асинхрон


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

При внедрении системы электронного обучения остается больше вопросов, чем ответов. Синхронный формат или асинхронный? Жанна Петросян или Максим Шкилев? Опыт или… опыт? Делаем ставки, дамы и господа!

Участники поединка

Жанна: Я работаю в сфере eLearning уже 6 лет. За это время мне посчастливилось побывать и в роли студента, и в роли руководителя образовательных проектов. Я преподаватель, автор и разработчик онлайн-курсов – такой вот человек-оркестр. Именно поэтому я могу рассуждать о синхроне и асинхроне с двух сторон.

На моем счету более 25 курсов в различных форматах. Каждый, в среднем, по 3-5 потоков. Не могу сказать, что асинхронное обучение – это плохо. Но в итоге все сводится к обычной математике. По статистике синхронный онлайн-курс заканчивает 70-90% студентов. В асинхроне ситуация уже не такая радужная: до конца едва ли доживает 50% слушателей.

Почему такая разница?

  • Проверка домашних заданий
  • Обратная связь от преподавателя
  • Сопровождение фасилитатора, тьютора или любого другого мотиватора-пинателя
  • Командная работа
  • Наличие дедлайна

И это все в режиме реального времени! По-моему выбор очевиден.

Максим: Я в “удалённом” обучении с 2006 года. В кавычках, потому что начиналось все с дисков с видеоуроками, которые отправлялись в разные города по почте. Это и был мой первый eLearning.

Асинхронные курсы до сих пор пользуются спросом у крупных корпоративных университетов. Взять, к примеру, внедрение системы электронного обучения в медицинском центре, банке или агрохолдинге. Мы создаем контент, с помощью которого персонал получает знания, навыки и умения по конкретной теме. То есть сотрудники прокачивают свои скиллы по требованию.

Поэтому для меня асинхрон – это когда учебный курс упакован таким образом, что человек может подключиться или вернуться к обучению в любое удобное время. При этом не отменяется роль куратора, который предоставляет обратную связь по домашним заданиям и сопровождает слушателей “до победного”.

Студенты могут обучаться параллельно, но находиться при этом на разных уроках. То есть нет единой группы, которая одновременно переходит от одного элемента курса к другому.

В синхроне все в точности да наоборот. Группа студентов движется по всем этапам обучения одновременно: кто-то выпадает, кто-то догоняет, но эта логика привязана к определенным моментам времени. Мы все участвуем в вебинаре в понедельник в 18:00. Да, вы потом пересмотрите его в записи хоть 10 раз, но задать вопрос спикеру здесь и сейчас можно только в прямом эфире. И не важно, где именно вы при этом находитесь.

Приблизительно так я вижу разницу между этими двумя форматами. Для меня как раз куратор и обратная связь в асинхроне – это обязательный элемент!

Разработка

Жанна: Онлайн-курсы уже давно перестали быть просто хранилищем информации, которая разложена по полочкам в хронологическом порядке. Внедрение электронного обучения – это процесс.

В рамках синхронного курса легче реализовать 3 критерия, которые говорят о том, что перед нами качественный образовательный продукт: взаимодействие слушателя с учебным контентом, преподавателем и другими участниками группы.

Студенты могут работать на виртуальных досках, в индивидуальных кабинетах или зонах взаимного оценивания. Такие курсы эффективны, потому что дают возможность организовать любые виды проектных и командных заданий. Именно они помогают слушателям выйти на тот уровень анализа, который недоступен асинхрону.

Потом, не стоит забывать об адаптивном обучении и выстраивании индивидуальной учебной траектории. Только подумайте, каким высоким должен быть уровень подготовки разработчика/педдизайнера для того, чтобы создать такой курс асинхронно!

Кто приходит к нам обучаться? Как правило, регистрация происходит автоматически и мы не можем этого знать. Еще на этапе разработки нужно вложить очень много времени и сил, чтобы на выходе получился максимально адаптивный курс. Здесь без педдизайнера и методиста просто не обойтись, а значит и стоимость всего процесса возрастает в разы.

Даже если мы говорим об адаптивных тестах, представляете, сколько траекторий нужно прописать заранее? Синхронное обучение более гибкое. Мы можем менять программу и буквально выкраивать курс под нашу аудиторию.

Максим: Такой подход имеет и ряд существенных минусов. Многие разработчики говорят: “Мы запускаем синхронные курсы по принципу “начнем, а там как карта ляжет”. Проведем первый урок, посмотрим на реакцию людей и потом уже сделаем следующий шаг”.

В асинхроне ты проектируешь весь курс. И, действительно, мгновенной обратной связи нет. Ты не знаешь, куда может завести обучение каждого конкретного человека. Но отслеживая реакцию участников, можно переделать контент, поменять домашнее задание или изменить последовательность сообщений для всех дальнейших студентов.

И это касается не только асинхрона.

По поводу контентной составляющей. Возьмем, к примеру, микрообучение – мощнейший тренд. Если у тебя оффлайн-группа, то довольно сложно давать информацию частями. В онлайне студент может просмотреть или прослушать учебные материалы за 5, 10, 15 минут и сразу выполнить задание. Обучение построено так, что он постоянно остается в движении.

Студент как будто находится в компьютерной игре. Прошло 3 часа, у него появилась новая жизнь и он может потратить ее на следующий шаг. И это огромное преимущество онлайна! Кроме того, у авторов асинхронных курсов есть возможность отслеживать и корректировать динамику, начиная с первого-второго человека.

Вместе с тем вы можете показывать опыт предыдущих участников. Студент сдает домашнее задание и сразу же смотрит, как его выполнили до него. В синхронной группе каждый обучается со своей скоростью, поэтому теряется много времени на “давайте подождем, когда все закончат”.

Еще один плюс – ритмика. А именно частота касаний, когда ты предоставляешь человеку ту или иную информацию. У меня есть интенсивы, где обучение проходит в режиме 24/7. Например, онлайн-курс по созданию видеолендинга.

Слушатель собирается утром на работу и получает маленькое задание. Нужно сделать несколько кадров на мобильный телефон для одного из блоков посадочной страницы. Внезапно поход на работу для него превращается из скучной рутины в увлекательный, а главное обучающий квест. Вечером участника ждет уже новая “миссия” – смонтировать отснятый материал. И вуаля! Через 7 дней он показывает друзьям и знакомым готовый ролик с собой в главной роли.

В то же время нам доступна и система ограничений. Выполни задание за 2 дня и получи какую-то плюшку. И это тебе, персонально. Вот такие вот плюсы асинхронного обучения с точки зрения разработки.

Жанна: Какие-то курсы нового поколения получаются. Все-таки они, на мой взгляд, больше смешанные, чем асинхронные. У меня на подобном электронном курсе отучилось 2500 студентов за 2 года. Как проследить учебную аналитику в асинхроне? Каким образом я могу что-то выстроить? Они все настолько разные и я не получаю о них абсолютно никакой информации.

То, о чем вы говорите, здорово. Но повторюсь, что подобный механизм внедрения системы электронного обучения как в ВУЗе, так и в любой коммерческой организации, требует очень высоких компетенций. И, конечно же, времени.

Максим: У каждой уважающей себя системы дистанционного обучения есть такая волшебная штука, как статистика. Она позволяет отследить действия любого студента в конкретный момент времени. И количество здесь роли уже не играет. Все слушатели проходят курс со своей скоростью, но ты можешь отследить в разрезе по заданию/уроку/модулю, кто как себя вел. Так что не вижу никаких проблем.

Команда

Жанна: Синхронное обучение – это, прежде всего, общение с преподавателем. Он занимается проверкой домашних заданий, дает студентам обратную связь, организовывает удаленное командное взаимодействие. Но ему не обязательно брать на себя всю эту работу.

На мой взгляд, гораздо сложнее вести синхронный, чем асинхронный курс. Это связано с тем, что последние берут своей массовостью и меньшей вовлеченность в процесс. Синхронный вариант более трудозатратный, но, в то же время, и более эффективный, потому что именно преподаватель вовлекает студентов в учебный процесс.

Никакой интерактив не заменит личностный контакт. Могу с уверенностью сказать, что хороший тьютор заряжает всю группу на результат.

Какая степень ответственности нужна слушателю и как разработчик должен выявить внутреннюю мотивацию каждого студента на начальном этапе, чтобы курс вовлек пройти его до конца? Это не просто.

Максим: Сила асинхрона в том, что он позволяет уменьшить нагрузку на преподавателя в разы. Чтобы упаковать контент, у нас есть методист, видеомейкер, дизайнер.

Также не будем забывать об ответственности, которую накладывает синхронный формат на носителя знаний. Если ты облажался, то сразу на всю группу. Если у тебя вебинар не пошел, потому что интернет просел, то это для всех. Если что-то случилось или не случилось – все за тобой.

В асинхроне подобные “бока” отслеживаются и исправляются моментально. И остальные 100, 200, 500 человек уже восторгаются, как прекрасно у тебя все сделано. То есть мы можем на ходу перестраивать и оптимизировать курс.

Более того, в процессе обучения 80% вопросов студентов повторяются. Тут и появляется куратор, который отвечает на них от имени самого спикера, особенно если это типовые ситуации. В итоге только 20% вопросов остаются преподавателю.

И еще. В асинхроне нет привязки ко времени. Эксперт может записать видеоурок тогда, когда ему будет удобно, а читать сообщения участников в четко установленные часы. Допустим, в учебном плане прописано, что он будет отвечать на вопросы студентов в рабочие дни с 11:00 до 13:00. И вам, как преподавателю, не нужно бросать свои дела при звуке входящего сообщения.

Жанна: Вы говорите о выгоде для спикера, а я – об эффективности учебного процесса. Работать удаленно вполне реально и в синхронном формате, почему нет? И если технические моменты можно делегировать, то доверять куратору ответы на вопросы по моему курсу я бы не стала. Мне кажется, что все-таки это зона ответственности преподавателя.

Что касается создания видео, то асинхронные курсы должны быть очень высокого качества. Какие-то погрешности связи во время вебинара можно простить. Но плохое качество видео в асинхронном обучении просто недопустимо. Такой продукт требует определенных навыков и компетенций, возможно даже создания собственной студии, а это удовольствие не из дешевых.

Продвижение

Жанна: И в синхронном формате, и в асинхронном команда, которая работает над продвижением, плюс-минус та же. Только в первом случае рекламная кампания стартует за 1-1,5 месяца до запуска курса. Набирается группа и начинается обучение. В асинхроне же люди приходят и уходят на постоянной основе.

Легкий вход допускает до курса много людей, которым он, по сути, и не нужен. А мы тратим время на учебную аналитику и искренне не понимаем, почему студенты массово бросают занятия уже через месяц. В синхронном обучении аудитория более мотивированная. Слушатели приходят, чтобы закрыть определенную потребность. И сбор статистики не впустую, в отличие от асинхрона, где подавляющее большинство студентов не доходит до конца.

Максим: По поводу легкого входа. Воронка продаж и логика того, что человек получает, прикасаясь шаг за шагом к информации о курсе, и в синхроне, и в асинхроне совершенно идентичны. И если она действительно построена на болях целевой аудитории, то вопросов с мотивацией у нас не возникает.

Я соглашусь с тем, что в синхронном обучении за счет группового взаимодействия ощущается сопричастность к процессу. На нем “прокачиваются” даже те, кто по ошибке маркетолога и продажника затянулись в эту группу и не понимают, зачем им это надо.

Сидит слушатель, скучает, а все потому, что не видит, как обучение может повлиять на его жизнь. И тут кто-то говорит: “Боже, когда я об этом узнал, у меня мировоззрение перевернулось!”. И человек думает: “Да, действительно, ничего себе!”. А в курсе этого вообще нет, и преподаватель такого не говорил. Это групповое взаимодействие. Чтобы достичь подобного эффекта в асинхроне, мы добавляем отзывы об уроке от предыдущих студентов.

Возвращаясь к команде, которая занимается продвижением. Одним из самых мощных преимуществ асинхронного обучения остается возможность включаться в процесс тогда, когда у вас есть потребность в этой информации или умениях. А для синхрона действительно нужно 1,5-2 месяца проводить рекламную кампанию, тратить деньги, рисковать попасть в несезон, конкурировать с какими-то классными конференциями и прочими мероприятиями. Много денег уходит в песок, потому что чего-то не предусмотрели.

Предварительный анализ не спасет, так как видеть будущее нам не дано. А команда, которая создает воронку продаж для асинхронного курса, делает точку контакта – лендинг, чат-бот и прочие формы продажи. Она четко фиксированная, потому что отрабатывается на тысячах людей и обеспечивает постоянный приток свежих лидов.

Контент-стратегия подразумевает, что у нас есть какое-то время, чтобы познакомить аудиторию со спикером и плавно подвести к обучению. При этом мы используем именно тот момент, когда человеку “горит и болит”. Это ключевое преимущество продвижения и продаж асинхронного продукта.

Жанна: По поводу того, что курс может совпадать с какими-то важными мероприятиями. Я считаю, что это вообще не проблема, так как задача маркетологов заранее просчитывать подобные ситуации. Все же мне кажется, что вы говорите о несколько утопичной работе команды. Невозможно организовать эффективное взаимодействие между постоянно приходящими и уходящими людьми.

Обучение в асинхроне вялотекущее и вразвалочку. Нет мотивации, нет дедлайнов. Контроль должен быть, все-таки не такие уж мы и ответственные. Признаюсь, что я редко прохожу такие курсы до конца. Даже если понимаю, что они мне нужны. Но постоянно какие-то обстоятельства, что-то отвлекает, мешает.

А когда я вижу, что группа моих однокурсников делает невероятные успехи на доске совместной работы, то меня это ой как подстегивает. То есть здесь уже здоровая конкуренция просыпается. Проходите ли вы чужие асинхронные курсы до конца?

Максим: Лично у меня есть четкий план обучения на следующий год. Все курсы асинхронные. И ключевое, что я буду проходить их тогда, когда мне удобно. То есть у меня есть доступ к материалам. Я могу ехать на встречу и обучаться. И это прекрасно! Благодаря курсам я решаю конкретные проблемы и задачи. При этом мне не нужно ждать какую-то там группу.

Жанна: У меня онлайн-школа английского языка и учебный центр для тех, кто хочет создавать собственные курсы. И в том, и в другом случае знаете, что слушателям нужно в первую очередь? Они приходят и говорят: “Заставьте меня учиться! Мне это нужно, но времени катастрофически не хватает. У меня дети, работа, собака…”.

Мы создаем графики и отмечаем в календарях дни, когда что-то сделали или не сделали для развития своего проекта. Люди сами просят меня вводить в учебный процесс журналы эффективности и доски достижений. В асинхроне самоорганизоваться в разы сложнее.

Методическое сопровождение

Жанна: Если мы говорим о взрослых, то моя задача на начальном этапе – сформировать интерес к материалу. Я должна максимально перенести контент на их профессиональную деятельность. Мы изучаем анкеты, которые получаем во время обучения, и выстраиваем курс дальше на основе домашних заданий и кейсов студентов. В асинхроне я бы опиралась на опыт посторонних людей, которые учились когда-то, а не сейчас.

Максим: Да, это хорошо, когда группа из 5-10 человек, а если из 200? Нагрузка на одного человека просто нереальная! Упаковка курса методистом, дизайнером, видеомейкером снижают давление на преподавателя. Я считаю, что не нужно тратить драгоценное время эксперта на рутинные моменты.

Представьте, что идет синхронное обучение в группе из 200 человек. Студент платит за обратную связь, но он ее не получает, потому что спикер просто не успевает ответить каждому. И это вызывает еще больший негатив.

Такие моменты тоже необходимо учитывать. Вы же не будете выделять любимчиков как в школе, правда? В асинхроне каждый гарантированно получает обратную связь от преподавателя, если он купил соответствующий пакет. И эксперт, при этом, не залипает в компьютер 12 часов в сутки.

Механики работы со студентом

Жанна: Синхронное обучение позволяет группе перейти к более высокоуровневым заданиям. Это возможно и в асинхроне, если у вас учится большое количество людей на постоянной основе. Но как организовать, к примеру, проектную работу между отдельными слушателями?

Максим: Вы правы насчет дополнительной энергии. В асинхронном формате есть поток от преподавателя, но нет потока от участников группы. Как исправить ситуацию?

Во-первых, не забываем о ритмике. То есть утром мы даем мотивирующие материалы, а в пиковое учебное время – практические задания. Их можно отправлять кусочками в течение дня, чтобы обеспечить хорошую динамику. Это огромный плюс! Не нужно куда-то подключаться и бежать галопом за толпой. Ты потребляешь контент тогда, когда тебе максимально удобно.

Кроме того, рано или поздно обучение заканчивается. Приходит время практики, когда бывший студент сталкивается с реальными задачами. И тут уже появляется что? Правильно, необходимость в консультации! А это дополнительные продажи.

При чем мы сейчас говорим не о потоке бессвязных запросов, от которых не знаешь, куда деваться. Человек добрался до определенной точки и готов к квалифицированной помощи.

Технический инструментарий

Жанна: Интерактивное видео, адаптивные тесты, диалоговые тренажеры… Для того, чтобы создать такую четкую и налаженную систему, нужны дорогие инструменты. Вы целый сценарий разрабатываете с разными вариантами развития событий. А это значит, что в СДО должны быть и аналитика, и обратная связь, и рассылки.

В синхронном формате мы также проводим большую работу на образовательных платформах, но требования не такие жесткие. Все же этим процессом можно управлять, поэтому в дорогой системе дистанционного обучения нет такой необходимости.

Максим: Не соглашусь, потому что базовый набор инструментов бесплатный. Мы используем YouTube, Facebook, Telegram или Viber в роли носителя контента. А для ритмики и автоматизации процесса нам нужен либо чат-бот, либо e-mail робот. Да, процесс достаточно кропотливый, но это забота уже конкретного человека, который собирает разрозненные материалы в курс.

По поводу внедрения систем дистанционного обучения. Существуют платформенные решения, тот же Udemy, на которых можно выложить проведенный курс под процент от продаж для дополнительной монетизации. Он получается немного сокращенным, потому что обрезается под требования площадки, но вы все равно дарите контенту новую жизнь.

Более того, подобные агрегаторы обычно занимаются и продвижением курса. Вам даже команда для этого не понадобится – они все делают сами. Так что обе стороны в выигрыше.

Сферы, в которых можно использовать форматы

Жанна: По своему опыту могу сказать, что есть такие сферы, где асинхронное обучение просто не работает. Иностранные языки в первую очередь. Отработка речевых навыков в подобном формате практически невозможна. В медицинских центрах какой может быть асинхрон? Разумеется, есть такие области, специфика которых подразумевает контактную работу с преподавателем. И часто даже не в онлайне, а в оффлайне.

Максим: Все зависит от правильно упакованной системы знаний и логики потребления. В итоге весь смысл синхронного формата сводиться к тому, что мы берем человека за шкирку и куда-то его ведем. Асинхронное обучение – это та информация, которая позволяет здесь и сейчас получить конкретный алгоритм и результат.

Как бы ни бились Жанна с Максимом – правы обе стороны. И побеждает в итоге не синхрон или асинхрон, а микс. Все относительно. Программа внедрения дистанционного обучения зависит прежде всего от целей и результатов, которых вы хотите достичь. Поэтому нужно брать и применять лучшее от каждого формата, чтобы учебный процесс был максимально эффективным.

Жанна Петросян

Жанна Петросян
Специалист по созданию, внедрению и поддержке онлайн-курсов

Максим Шкилев

Максим Шкилев
Предприниматель, консультант, сертифицированный бизнес-тренер

Поделиться:

© eTutorium 2014-2020 Все права защищены