Запустить качественный онлайн-курс, если вы горите своей идеей и верите в нее, легко. А выбор платформы, подбор спикеров, создание сценария и элементов интерактива – это просто рабочие задачи. Их решением мы и займемся!
Мы идем в онлайн, но с чем и для кого?
Прежде чем не то что приступить, а даже задуматься о создании собственного онлайн-курса, необходимо провести с собой серьезную разъяснительную беседу и еще на берегу выяснить:
Для кого он?
Зафиксируйте каждый из сегментов той целевой аудитории, которой будет интересен ваш продукт.
Кто это делает, кроме меня?
Есть множество сервисов, которые, помогут изучить конкурентов, но не забывайте и о следующих каналах:
- Звонок менеджеру по продажам для детализации информации о продукте
- Знакомство с администратором курса для понимания методологии обучения
Не стесняйтесь уточнять все фишки, которые в перспективе можно использовать в вашем eLearning проекте. Сформируйте для себя чек-лист с подробной информацией по каждому конкуренту: название компании, сайт, ЦА, продолжительность занятий, формат, программа, стоимость часа обучения, лекторский состав и т.д.
Нужен ли курс моей целевой аудитории?
Регулярно собирайте обратную связь от ваших пользователей. Почему-то все об этом знают, но мало кто делает. Создавайте фокус-группы и уточняйте, какую информацию хотят получать слушатели. Интересные темы, преподаватели, форматы и даже удобное время для занятий – в этом деле нет мелочей.
На старте важно мониторить каналы, форумы и другие места обитания вашей целевой аудитории, а после появления лояльной клиентской базы вы сможете обзванивать своих выпускников и устраивать им допрос с пристрастием.
”
Статистика безжалостна: из 100 человек только 10 дают полноценную обратную связь. Но даже этих данных вполне достаточно, чтобы понять свои ошибки и перестроить формат обучения.
Подготовка продукта
Проектный план
Здесь нам необходимо просчитать всю затратную часть курса: зарплаты сотрудников, гонорары преподавателей и тьюторов, техническое обеспечение, реклама и т.д. Обязательно закладывайте непредвиденные расходы, например, на проведение дополнительных занятий.
Программа
Главное при составлении программы – какие навыки и знания студент получит на выходе. Это так называемый стержень онлайн-курса, на который потом нанизывается весь контент.
Описание
Не прибегайте на первом этапе к услугам корректора, редактора и иже с ними. Изначально вам нужно простым языком донести содержание, преимущества, ценность и уникальность продукта. Только после этого копирайтер сможет упаковать ваш текст в красивую обертку.
Лекторы и тьюторы
Минутка ликбеза: лектор – это эксперт, который читает материал, а в обязанности тьютора входит курирование учебного процесса, проверка домашних заданий и работа со студентами. Если курс авторский, то эти роли могут совпадать.
”
Помните, что именно вы озвучиваете приглашенному лектору, что и как необходимо освещать, а не наоборот. Потенциальный преподаватель может предложить свое видение, но исключительно в рамках составленной вами программы.
Формат обучения и расчет даты старта
Как бы вы хотели обучаться? Какой формат был бы удобен вам? Всегда ставьте себя на место студента, потому что контент определяет только 50% успеха онлайн-курса. Обязательно продумайте формат обратной связи, упражнения для закрепления скиллов и итоговое оценивание.
”
Постоянно координируйте учебный процесс, чтобы слушатели не забывали приходить на вебинары, выполнять домашние задания и соблюдать дедлайны.
Выбор системы дистанционного обучения
Удобный интерфейс и возможность отслеживать успеваемость каждого отдельного студента – это главные условия, которые нужно соблюдать при выборе СДО. Хорошо, если представители софта всегда на связи, а не отвечают на ваши письма/звонки раз в полгода.
Можно конечно не обращать внимание на детали работы сервиса и отзывы о нем. Но тогда будьте готовы к покупке софта, который обновляется почти каждый месяц, и постоянному перекраиванию бюджета. Оно вам надо?
”
Если хотите, чтобы все было качественно, делайте сами. Но это долго и дорого ;)
Сбор команды
Прежде всего, ответьте себе на вопрос, кто именно вам нужен и зачем. Формируйте команду сами, без привлечения рекрутеров, прописывайте инструкции и скрипты для сотрудников. А главное – всегда оставайтесь рядом, вместо того, чтобы прятаться в окопах важных дел.
Создание студии
Планируете записывать видеоматериалы для своего онлайн-курса? Тогда вам не обойтись без специального помещения. Вы можете либо арендовать профессиональную студию, либо создать собственную.
Для этого понадобится:
- Отдельное помещений со звукоизоляцией
- Камера/фотоаппарат
- Объектив
- Хромакей, он же зеленый фон (по желанию)
- 2-4 лампы дополнительного освещения и верхний свет
- Микшерный пульт
- Фурнитура
- Компьютер + программное обеспечение
- Штатная единица режиссера монтажа
Внедрение продукта
Планируйте программы обучения на ближайшее полугодие. В идеале этим стоит заниматься во время низкого сезона – в январе или июле. Составлять проектный план с просчетом всех расходов и рисков следует не позднее чем за 4 месяца до старта.
”
Человеческий фактор и форс-мажоры никто не отменял, поэтому всегда формируйте для себя подушку безопасности в виде 2-3 резервных лекторов. Лишними они не будут, уж поверьте!
За 3 месяца до начала курса посадочная страница должна быть сверстана, программа утверждена, система приема оплат прикручена и готова к действию.
Продвижение курсов
Многие из нас страдают хроническим завтритом и принимают решение о покупке/обучении в последний момент, именно поэтому активировать все доступные каналы для продвижения по максимуму необходимо за 1-2 недели до старта.
Какие инструменты задействовать?
- Анонсы и пресс-релизы – ищите инфоповоды и договаривайтесь со СМИ о размещении
- Спецпредложения для “ранних пташек” (бонусы, скидки, подарки)
- Промовидео курса от лектора
- Контекст + таргет + ремаркетинг
- Рассылки по целевым сегментам вашей базы
- Постинг в своих и тематических группах/сообществах
- Публикации от преподавателей курса на личных страницах
- Партнерские рассылки и посты в соцсетях
Работа с лекторами
Настоятельно рекомендую провести пробный вебинар с потенциальным лектором, чтобы оценить уровень его экспертизы и манеру преподнесения информации. Хотите избежать граблей под названием “ожидания vs реальность”? Тогда не ленитесь согласовывать тезисы каждого занятия и проводить тестовые прогоны с новичками.
”
Всегда четко проговаривайте дедлайн по предоставлению презентации и дополнительных материалов (подкасты, методички, видеозаписи) для предварительной модерации.
Ваше присутствие на первой лекции курса даже не обсуждается. Остальные занятия – по ситуации. А всем, кто физически не может быть везде и сразу, анкеты обратной связи в помощь.
Все горит, но мы продолжаем!
И напоследок минутка жизненной мудрости. Да, можно формировать программу, допиливать лендинг и менять лекторов за неделю до старта, но зачем? Не усложняйте жизнь маркетологам и продажникам. Вы же хотите, чтобы они успели набрать достаточное количество студентов, правда?
Автор: Ольга Оникиенко
СОО WebPromoExperts
Также рекомендуем:
- eLearning дайджест: о кризисе в образовании, анализе конкурентов и основных блоках продающего лендинга
- Стратегия продвижения онлайн-мероприятий. Кейс SendPulse
- Обучение на рабочем месте: 7 главных трендов и прогнозов на 2020 год
- Как выиграть в борьбе за внимание студентов онлайн-курса? 3 мощных козыря от eTutorium LMS
- Тренинг в мессенджере: методика и лайфхаки