Как создать онлайн-курс

Как создать онлайн-курс и выжить, или чему я научилась за 4 года в eTutorium


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

Это сейчас я живу в США, проклинаю неправильные глаголы и со скрипом пытаюсь понять разницу между фунтами и граммами. Но так было не всегда. Бросить все и поменять родной город на Неваду было одновременно и страшно, и волнующе. То же самое я чувствовала 4 года назад, когда неожиданно для всех (и для себя самой) попала в секту под названием онлайн-обучение.

Определиться с темой, сформировать УТП, прописать сценарий… Кажется, что все так просто. Берешь Google, вбиваешь “как создать собственный онлайн-курс” и получаешь кучу рекомендаций, инструкций и чек-листов. Но на самом деле ни один из них не гарантирует вам успеха. Поэтому я просто поделюсь своими eLearning советами, а прислушиваться к ним или нет – решать вам.

Я ничего не знаю, не стоит и соваться

Да, в начале получаешь “маленький” культурный шок. Конструктор электронных курсов, прокторинг, blended learning – что здесь вообще происходит? Но с любой новой сферой будет также. Не паникуйте! Со временем теория подтянется и трансформируется в практику.

Тем более, что есть у новичков и существенные преимущества. Когда только начинаешь работать, то у тебя еще нет понимания, как можно делать, а как нельзя. Нет зашоренности. Ты просто берешь и делаешь. И это приносит куда большие результаты.

Профессионалы все знают наперед. Или думают, что знают. Одному спикеру можно предложить сотрудничество, а с другим бесполезно договариваться, не стоит даже и пытаться. А может все-таки стоит? Не попробуешь – не узнаешь.

Когда я только начинала работать с экспертами, передо мной стояла задача создать онлайн-курс с нуля и найти специалистов, которые согласились бы стать нашими преподавателями. Но для меня CEO, директор по маркетингу и менеджер по продажам были на одно лицо. Названия компаний тоже ни о чем не говорили. Мне дали пул проектов, в которые можно было постучаться, и я просто стучалась.

В итоге один из крутейших экспертов рынка согласился стать преподавателем в eTutor Academy. Более того, со временем наши отношения переросли в настоящую дружбу между проектами. И только потом я с удивлением узнала, что за ним закрепилась слава “сурового дядьки, которого все боятся”.

Я просто не понимала, насколько он крут, поэтому коленки не дрожали и руки не тряслись. Когда я немного поработала и узнала рынок, стало страшнее стучаться к топам. Где я, а где они? У меня не такой уровень, недостаточно компетенций, не стоит и соваться :)

Хочешь сделать хорошо – сделай сам (и умри)

Поток “срочного и важного” прибывает → ты стараешься охватить все и сразу → не успеваешь → задачи накапливаются → круг замыкается. Да здравствует эмоциональное выгорание! На элементарные задачи тратится гораздо больше времени. В результате не важно, создаете вы онлайн-курс английского языка, выпечки или фотографии. Теряется вкус ко всему, что делаешь, вне зависимости от сферы.

Когда мы решили открыть дистанционные курсы, я составляла учебную программу и организационные документы для студентов, записывала видеоролики, искала преподавателей и партнеров для продвижения, модерировала презентации и даже отправляла акты выполненных работ. Мне казалось, что лучше чем я, не сделает никто.

После запуска первого онлайн-курса хотелось умереть. Угадайте с одного раза, какой вывод я для себя сделала? Не успеваешь – значит мало работаешь. Надо больше!

И опять все сначала. Мы запускаем второй курс. Я снова делаю все сама. Ничего не успеваю. Кидаюсь в людей тяжелыми предметами. Нервничаю. Все возможные и невозможные ресурсы задействованы по максимуму.

Только когда пришло понимание, что из-за моего “немножко не успеваю” начинает страдать качество работы, заставила себя делегировать задачи. И ни разу не пожалела. Постепенно рутина отошла на второй план. Это разгрузило меня для выполнения важных стратегических задач, до которых просто не доходили руки.

Громкое имя не гарантирует громкое выступление

Ну или громким оно может получится, но совсем с другой стороны. Да-да, с той самой. В моей практике такое было дважды.

В первый раз человек вел себя просто неадекватно. Начинал рассказывать шутку, но на середине забывал, что хотел сказать. Смеялся невпопад. Игнорировал чат. Думаю не стоит уточнять, что пользы для студентов от такого занятия было не много. Сейчас наша команда уже может шутить по этому поводу. Но тогда было очень стыдно перед аудиторией. Хотелось забыть все, как страшный сон.

Во второй раз преподаватель начал проявлять необоснованную агрессию к слушателям. Мы вообще не понимали, что происходит. Любой вопрос в чате воспринимался в штыки. На всех наших онлайн-мероприятиях действуют строгие правила. Спикер об этом знал. И все равно нарушил все дозволенные границы, вплоть до мата в прямом эфире, что вообще недопустимо. Как вы понимаете, это была наша последняя встреча.

У этих ситуаций есть кое-что общее. В обоих случаях я доверилась мнению посторонних людей. Если говорят, что Вася Пупкин признанный авторитет, значит так оно и есть. Теперь я знаю, что важно ориентироваться не только на громкое имя, но и, как минимум, на записи прошлых выступлений. Помните, что не каждый хороший эксперт обязательно будет хорошим преподавателем.

Бизнес – это личное

Изначально мое общение с экспертами и партнерами сводилось к шаблонному письму, которое отправлялось всем и каждому. Часто мне на него даже не отвечали. Или отвечали, но с холодком.

Так было и с одним известным eLearning экспертом. Она написала, что на данный момент занята в других проектах и в сотрудничестве пока не заинтересована. Я ее поблагодарила и попросила поделиться впечатлениями от мероприятия, на которое не смогла попасть. Увидела информацию у нее на странице, стало интересно – разговорились. Через пару дней неформальной переписки окно в ее графике для нас таки появилось. Дружим до сих пор.

Сейчас я уверена в том, что в случае “Ааа, куда бежать??? Мы все умрем!” мои партнеры, эксперты, спикеры всегда помогут. А все потому, что важно строить долгосрочные, а не одноразовые отношения. Относитесь к каждому, вне зависимости от должности или статуса, как к человеку, а не как к цели с надписью “Потенциальная выгода” на лбу. Профит должен быть, но только взаимный.

Фальшь чувствуется даже на расстоянии, поэтому я за искренность. И да, на неформальное общение уходит гораздо больше времени, но так вы сможете понять, комфортно ли будет работать с этим человеком до того, как набьете шишек. Поверьте, оно того стоит.

Анализ ЦА? Это что еще такое?

Несколько лет назад мы создали проект авторского онлайн-курса для преподавателей, методистов и разработчиков электронных образовательных ресурсов. Обучение начиналось в июле и у нас не было отбоя от заявок. Все места раскупили за 3 недели до старта.

Контент – огонь. Студенты довольны. Надо повторить! Запустили набор на второй поток курса. Обучение стартовало в сентябре. И это был... полный провал. Еле-еле вышли в ноль.

Программа, преподаватель и формат остались прежними. Мы не понимали, что же пошло не так, пока не получили обратную связь от студентов. Им все нравилось, кроме одного – периода обучения.

И тут пазл сложился! В июле семинары закончены, экзамены сданы и у преподавателей появляется время на повышение квалификации. Но в сентябре все мысли только о лекциях, учебных планах и очередных правках в расписании. О каком обучении вообще может идти речь?

Если вы в первый раз взлетели, то это совсем не значит, что вот она – золотая жила. В создании онлайн-курсов нет мелочей. Всегда учитывайте емкость рынка и особенности целевой аудитории. Занятия должны проходить тогда, когда удобно студентам, а не вам.

За чей счет банкет?

Допустим, что вы создали онлайн-курс по внедрению корпоративного обучения в компании. А кто у нас занимается адаптацией, мотивацией и развитием персонала? Правильно! HRD, T&D и L&D специалисты. Настраиваем таргетированную рекламу. Подключаем партнеров. Готовим лопату для денег. И (барабанная дробь) собираем группу из пяти человек.

Звездный состав спикеров, конверсионный лендинг, актуальная тема. Что не так? Все так, если бы не одно но! HR-специалист не распоряжается бюджетом. Его обучение в 90% случаев оплачивает компания. А это значит, что все ваши боли и выгоды пролетели метрах в десяти от цели. Поэтому все просто: у кого деньги, тот и ЦА.

Твоя команда – твой главный ресурс

Даже если в ней всего 2 человека. Главное – смотреть в одну сторону. Легко не будет и от задач “на вчера” никто не застрахован. Но проект выстреливает только тогда, когда все заряжены общей идеей.

Сколько людей, столько и мнений, поэтому всегда можно посмотреть на одну проблему с разных сторон. Перед очередным запуском – и первым, и двадцать первым – наша команда всегда задавала себе вопрос, как сделать онлайн-курс еще круче, сильнее, полезней. Каждый раз казалось, что ничего нового придумать уже невозможно. И каждый раз брейнштормили, находили, внедряли.

Я не буду этого делать. Это не моя зона ответственности. Забудьте! Такие люди вам не нужны. Только групповая синергия может привести к результату. А количество уже не важно. Между 10 сотрудниками, работающими исключительно на свой KPI, и 2-3 единомышленниками, которые мотивированы и готовы брать на себя больше, чем им поручают, всегда выбирайте последних.

И еще…

Всегда что-то идет не так. Так было, есть и будет. “Ну вот, теперь мы точно видели все” не работает. Проверено. И не раз. Каждый курс преподносит новые сюрпризы. Нельзя предусмотреть всё и вся. Остается только принять, смириться и в бой!

Алена Линфанте

Автор: Алена Линфанте
Бывший руководитель eTutor Academy

Поделиться:

© eTutorium 2014-2024 Все права защищены