eTutorium

Наталья Кузнецова: “Если преподаватель отказывается применять технологии, то он останется за бортом”

Что делать, если болит зуб? Заняться самолечением, пойти к бабке снимать порчу, приложить к больному месту подорожник? Ставлю на то, что вы решите обратиться к специалисту с медицинским образованием (желательно оконченным).

Поэтому говорить о дистанционном обучении мы решили не с теоретиком-любителем, а с автором-разработчиком ЭОР и победителем международного конкурса Edcrunch Award OOC – 2018 в номинации “Лучшая практика внедрения онлайн-курсов в образовательную программу” Натальей Кузнецовой.

Сейчас дистанционное обучение считается мейнстримом и всячески поощряется со стороны законодательства. Но реалии таковы, что преподаватели продолжают массово сопротивляться его внедрению. Почему так происходит?

Здесь нельзя ответить однозначно и выделить какую-то одну причину. Все работает в комплексе, начиная с коллизий в рамках государственного регулирования. Хотя нужно признать, что такого доброжелательного законодательства в сфере онлайн-обучения как сейчас не было уже давно.

Важно понимать, что нормативно-правовые акты предоставляют не только права и свободы, но и призывают к ответственности. В компании, которая берется за внедрение дистанционного формата (даже если она состоит из одного человека), создаются определенные условия. При чем они должны не только соответствовать законодательству, но и формировать ЭКО-среду цифрового образования, что, зачастую, и становится препятствием.

На самом деле, в нормативных актах предельно четко и понятно прописаны базовые требования к электронной информационно-образовательной среде. И, к счастью, законодатель не говорит нам, какие конкретно программные продукты мы должны применять.

Вот собрала команда eTutorium совместно с экспертами в сфере digital-learning интерактивную карту сервисов для онлайн-обучения – десятки порталов, ресурсов, платформ. И вы можете выбрать из них наиболее подходящие именно для ваших процессов.

Можно ли говорить, что мы достигли той точки, когда законодательство стимулируют внедрение дистанционного обучения, а не тормозит его?

К этому можно относиться по-разному. Если профессорско-преподавательский состав против нововведений, то он будет читать нормативно-правовые акты с позиции сопротивления и во всем замечать изъяны. В то же время команда учебного центра, которая окрылена идеей внедрения классного eLearning продукта, увидит в них новые возможности для развития онлайн-образования.

Сейчас в Российской Федерации делается достаточно много для повышения квалификации преподавателей и всех желающих развиваться в сфере электронного обучения и ДОТ.

Отношение к позиции законодателя зависит от внутренней позиции по отношению к внедряемому продукту каждого отдельного человека, руководителя, преподавателя, автора-разработчика контента или образовательных программ.

Если все профессиональное сообщество понимает, что некие документы действительно тормозят развитие процесса, и открыто заявляет свое мнение, то пользы будет намного больше. Тем более что проекты нормативных актов обсуждаются открыто.

Мы опять и опять возвращаемся к вопросу сопротивления, с которым сталкивается электронная информационно-образовательная среда.

Новые устройства, программное обеспечение и сервисы появляются с такой скоростью, что мы не успеваем их отслеживать, не то что внедрять. Более того, мы живем в эпоху “подрывных инноваций”, о которых еще сегодня ничего не известно, но уже завтра они кардинально изменят реальность. Конечно преподаватели боятся, что они просто сойдут с дороги и их место займут технологии.

Это ошибочное представление, потому что человек/педагог/наставник был, есть и будет всегда. И то, как он включает в процесс различные технические средства обучения, зависит исключительно от его мастерства. Значит он не владеет им на должном уровне, поэтому и боится остаться без работы. И его страх обоснован.

Если преподаватель отказывается применять технологии, он действительно останется за бортом. Мы не можем идти вразрез прогрессу и окружающему миру. Нужно понимать, как их грамотно встроить в учебный процесс во благо обучающемуся.

Какой формат обучения вы, как автор-разработчик электронных курсов и программ, считаете более эффективным?

Смешанный. Однозначно! Но я большой поклонник как blended learning, так и четкого обозначения понятий. Мы говорим о смешанном обучении, а что за этим словом стоит? Что мы смешиваем? Я за гармоничное сочетание форм обучения, образовательных технологий и уровней взаимодействия. Именно об этом мы и будем говорить на нашем новом курсе “Проектирование учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде”.

При упоминании онлайн-формата обычно образуется 2 лагеря: его ярых фанатов и не менее ярых противников. Последние, как правило, делают акцент на отсутствии взаимодействия “глаза в глаза”. Так ли это важно в процессе получения знаний обучающимся?

И опять однозначного ответа быть не может, как и разделения на черное и белое, хорошее и плохое. Многое зависит от целевой аудитории, предметной области, тех результатов, к которым мы хотим привести наших обучающихся, и самой среды.

Где-то без контакта глаза в глаза, рука к руке, плечо к плечу не обойтись. Тем не менее, сейчас очень много тренажеров, на которых летчики-испытатели, работники атомных станций, микрохирурги и многие другие специалисты оттачивают практические навыки не выходя из виртуальной лаборатории.

В рамках курсов вы сочетаете как контактную аудиторную, так и внеаудиторную работу. Какой тип занятий, по вашему мнению, более действенный?

Сочетание (улыбается). Пусть в незначительном количестве, но контактная аудиторная работа должна быть. На вводной лекции люди элементарно с тобой знакомятся: вот он я, живой, выгляжу вот так. Мы же все-таки эмоциональные создания, и нам очень важно чувствовать связь друг с другом.

Благодаря 10-летнему опыту я не страдаю от того, что не вижу напротив глаз учеников. Я их прекрасно представляю, чувствую по фразам, которые они пишут в чате, по их безмолвной реакции – это достаточно легко считывается. Поэтому изначально может быть вводная лекция, встреча в виртуальном или реальном классе, а потом уже уход в дистант.

То есть контактная аудиторная работа превращается в инструмент формирования доверия к личности преподавателя?

Абсолютно верно. Наше основное отличие от искусственного интеллекта – наличие чувств и переживаний. Не случайно сейчас так много говорят о развитии эмоционального интеллекта. Иногда даже с помощью молчаливого взаимодействия, внимательного взгляда, поворота головы, то есть невербального общения, мы “настраиваемся” друг на друга. Так при помощи всего одного вебинара и зарождается доверие.

На что вы опираетесь при выборе вебинарной платформы? Без какого функционала не обойтись современному е-тьютору?

На сегодняшний день сервисы для проведения вебинаров в большинстве своем очень похожи. Конечно, есть очень много нюансов, которые помогают в работе: возможность проводить опросы и тестирования в режиме реального времени, обмениваться материалами между обучающимися, предоставлять им право выхода в эфир, создавать несколько “белых досок” одновременно.

Еще важно иметь инструменты для организационно-методического сопровождения, в том числе обеспечения безопасности личных данных. Совокупность таких “мелочей”, как правило, и выступает решающим критерием при выборе вебинарной платформы.

То есть вы отдаете предпочтение платным ресурсам? Потому что у бесплатных стриминговых сервисов такого функционала нет.

Под разные задачи должны быть разные наборы инструментов. Можно создавать связки из бесплатных программных продуктов и открытых решений. Но, как правило, в рамках масштабных проектов я работаю с платными сервисами, имеющими надежную поддержку со стороны разработчика.

Каким формам взаимодействия с обучающимися в рамках СДО вы отдаете предпочтение? Лекции, форумы, тесты?

Я не считаю тест взаимодействием преподавателя со студентом. На уровне человек-человек есть свои инструменты: система сообщений, форумы, чаты. Когда мы говорим о тестах, то это уже взаимодействие человека с системой. Да, преподаватель его создавал, закладывал в него правильные и неправильные ответы, алгоритмы оценивания. Но это только первичный уровень. Наш ученик видит конечный результат. Он взаимодействует напрямую с тестом и получает обратную связь как бы от самой системы.

То есть нам нужно все-таки разграничивать понятия при разработке контента курса. Поэтому для меня важно, чтобы было 3 уровня взаимодействия:

  • Я-система – работа с самим курсом, контентом, программным обеспечением, СДО и прочими инструментами
  • Я-другой – и это касается не только одногруппников, но и команды, обеспечивающей функционирование курса (преподаватель, тьютор, куратор, менеджер)
  • Я-Я – самый главный и сложный уровень, когда человек взаимодействует с самим собой

В дистанционном формате последний вариант часто западает. Когда мы, авторы-разработчики, создаем контент, то не всегда думаем о том, каким выйдет пользователь после обучения, а это наша приоритетная задача. После курса обучающийся должен измениться или хотя бы задуматься о переменах. Для этого он и приходит учиться.

Какая из форм работы – индивидуальная или групповая – продуктивней для самого обучающегося?

Разные обучающиеся – разные подходы. Люди, которые с гордостью называют себя социопатами, любят обучаться индивидуально и не хотят включаться в группы. Им очень тяжело взаимодействовать, тем более в удаленном режиме. Поэтому они предпочитают учиться в одиночестве, для них важны индивидуальные формы работы. Если курс предусматривает только групповые активности, то мы потеряем таких студентов.

А есть люди, которым очень важна коллективная работа и наличие партнера. Им нужно, чтобы кто-то был ведущим, а они шли за этим лидером на вторых позициях. И я не могу сказать, что это плохо или хорошо, просто так есть.

Одинаковых людей не бывает. У всех разный опыт, особенности восприятия, модели и способы обучения. Но возможность выбирать обучающемуся свой собственный вариант прохождения курса нужно планировать в обязательном порядке.

Как мотивировать студентов обучаться? Особенно остро этот вопрос стоит именно в формате группового взаимодействия.

Сейчас буду говорить страшное: мотивировать человека практически невозможно. Если есть внутреннее сопротивление, то внешнее побуждение к действию вызовет только больший негатив.

Вовлекать, вызывать интерес, формировать среду, в которой обучающийся получает удовольствие от процесса и результата – вот что можно и нужно делать.

Вы не предугадаете эмоции и реакции другого человека. Вот сижу я, делаю задание, и тут звонит кто-то неприятный. Все, я выпала из процесса обучения. Звонок вызвал во мне резкий негатив, который автоматически проецируется на курс. Преподаватели и разработчики не могут это предусмотреть.

Никогда не было, нет и не будет на 100% вовлеченных обучающихся. Поэтому формируйте группы с учетом того, что всегда будут абсолютно пассивные товарищи.

Кто-то выступает сторонником обучения в СДО, кто-то отдает предпочтение мини-формату мессенджеров. То есть, условно, вы стоите в очереди / едете в метро и совмещаете неизбежное с полезным. Это рациональное использование времени или обучение на тяп-ляп?

Не могу сказать, что выступаю ярым поклонником мобильных приложений, потому что в любом мессенджере лента убегает. И как бы ты не старался рассортировать нужный материал, все равно информация теряется. На самом деле, организовать свое личное образовательное пространство и себя в нем – это архисложная задача.

Для кого-то вполне нормально получать материалы на электронную почту: прочитал порцию информации, выполнил мини-упражнение, отправил обратную связь наставнику.

Для кого-то имеет значение именно обучающая среда и понимание того, что в течение четкого периода времени я учусь здесь вместе с такими-то людьми, материалами и дедлайнами. Я человек структурированный, для меня это важно. Если вы можете учиться микропорциями в метро, маршрутке, очереди – пожалуйста, почему нет.

Конечно, в идеале форматы нужно сочетать: выкладываем большую лекцию + разбиваем ее на маленькие кусочки, даем их на скачивание и говорим, что студент может сохранить их и слушать в свободное время.

Но по факту так получается далеко не всегда. Вы же понимаете, насколько затратным по финансам и времени будет этот процесс. Над таким курсом должна работать очень большая команда.

Что чувствует победитель Edcrunch Award OOC – 2018 в номинации “Лучшая практика внедрения онлайн-курсов в образовательную программу”?

Волнение, потому что это очень ответственно, когда твою работу экспертирует такое количество крутых профессионалов, имеющих серьезные достижения в сфере дистанционного обучения и digital learning. И вместе с ними твою работу оценивают специалисты, которые только-только входят в мир цифрового обучения: магистранты, студенты, педагоги.

Поэтому все, что ты делаешь, должно быть однозначно полезным и удовлетворять запросы разных по уровню мышления, эмоциональных откликов, квалификации, подготовки и владения техническими средствами людей. Я прекрасно понимаю, что всем не угодишь, и это нормально.  

Ну а тех, кто не хочет оказаться за бортом и готов заняться внедрением дистанционных образовательных технологий в свою деятельность, ждем на авторском курсе Натальи Кузнецовой “Проектирование учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде”. Стартуем уже 2 февраля, успеваете?

Смотреть программу

Ольга Корбан

Автор: Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.

Поделиться:

© eTutorium 2014- 2018 Все права защищены