eTutorium

Специалист дистанционного обучения: кто есть кто?


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

В свободное время Маша любит выпекать торты и пирожные. Она пересмотрела всех известных блогеров и поняла, что ее рецепты ничем не хуже, а может даже и лучше. Всё, решено! Пришло время переходить в онлайн и монетизировать свое хобби. Но с чего начать?

Мы отправились на разведку и выведали у CEO EdMarket Анастасии Карповой, как стать специалистом по организации дистанционного обучения и не сойти с дистанции на полпути.

Может ли Маша изначально обойтись своими силами и стоит ли?

Все зависит от ее предыдущего опыта. Если Маша в прошлом была интернет-маркетологом или проджект-менеджером и разбирается в теме онлайн-обучения и управления проектами, то почему бы и нет? Всегда можно прийти к нам на курс, например, где мы пошагово рассказываем, как создать и запустить собственный образовательный продукт.

Если же Маша была бухгалтером и внезапно решила погрузиться в абсолютно новую для себя сферу, то такой переход займет очень много времени, тем более в одиночку. На самом деле, все зависит от ее навыков и того, насколько она обучаема.

Допустим, что у Маши есть опыт работы маркетологом или проджект-менеджером. Стоит ли ей на начальном этапе брать всё на себя?

В идеале, конечно, лучше найти партнера и двигаться вдвоем. Тогда Маша сможет полностью погрузиться в кулинарию, а второй человек возьмет на себя маркетинг, упаковку и техническую часть. В таком случае шансы на успешный запуск увеличиваются в разы. Но главное – фокус внимания. Когда вы и про выпечку, и про таргетинг, то будет, мягко говоря, непросто.

Но опять же, при большом желании можно делать все самостоятельно. Правда при условии, что у вас нет, к примеру, отторжения к маркетингу. Бывает такое, что человек просто не хочет во все это погружаться. Он видит конструктор лендингов и буквально падает в обморок. Если это так, то без делегирования точно не обойтись. Так что “Атлас ролей и компетенций в образовательном проекте” вам в помощь.

Вы открыты новым знаниям и возможностям? Готовы тратить время и энергию на то, чтобы во всем разобраться? Не знаете, что такое технический страх? Тогда справиться самому вполне реально! А привлекать таргетолога и модератора вебинаров можно просто на точечные задачи.

Разумеется, вся эта одиночная история продлится гораздо дольше, чем партнерский формат. И нужно понимать, что те навыки, которые у вас наименее развиты, придется подтягивать в обязательном порядке.

Маша решила не тратить свое время и делегировать задачи сторонним специалистам. Педагогический дизайнер, продюсер, методист… Кто ей нужен для разработки и запуска курса на начальном этапе?

Все зависит от ее навыков. Если Маша сильна в создании образовательных продуктов, но при этом ничего не понимает в маркетинге, то она нанимает человека, который:

  • Напишет продающие тексты
  • Сделает лендинг под ключ
  • Настроит таргетированную рекламу

Либо другой вариант. Маша не разбирается в методах организации дистанционного обучения. Разработка сценария, домашних заданий, тестов просто не для нее. Она нанимает методиста, но при этом не против сделать лендинг и сама ведет Instagram. В итоге все зависит от того, что вы готовы на себя брать, а что нет.

Может быть и так, что у нее нулевая база на обоих фронтах. Тогда Маша берет методиста проектно и говорит, что ей нужно разработать такую-то программу. Потом она платит за создание лендинга и настройку таргетированной рекламы. Если Маша не может сама запланировать и сверстать триггерные рассылки, то без технического администратора ей тоже не обойтись.

То есть в теории можно подобрать ресурс, в котором максимально все встроено, и сэкономить на внешних специалистах?

Экономия есть, но она не критична. Все равно придется платить как за платформу, так и человеку, который все настроит.

Поиск ниши, формирование УТП и портрета целевой аудитории – кто должен этим заниматься? Сколько источников, столько и вариантов.

Маша. Однозначно. Продюсер должен уметь это делать. Маркетолог должен уметь это делать. Но по сути, все входящие данные дает руководитель проекта.

А если Маша, допустим, даже слова такого как УТП не знает, может ли она переложить эти обязанности на опытного специалиста?

Может конечно, но лучше, чтобы она разобралась хотя бы в таких базовых вещах стратегического планирования и маркетинга. Чем мы будем лучше наших конкурентов? В чём наше уникальное преимущество? Для чего и для кого мы создали этот продукт? На эти вопросы должна ответить именно Маша.

Продюсер онлайн-курсов занимается разработкой структуры, упаковкой, запуском и продвижением готового образовательного продукта. Чем он отличается от того же маркетолога, методиста или методического директора?

Маркетолог отвечает исключительно за создание лендинга и продвижение проекта, то есть за приток потенциальных клиентов. С продюсером сложнее. На деле, все сводится к вашим финансовым возможностям.

Продюсер может быть в чистом виде, когда у него с одной стороны есть маркетолог, а с другой – методист. Тогда его функции заключаются в поиске интересных тем, подборе экспертов, заключении с ними договоров и упаковке разрозненных материалов в готовый продукт.

А дальше уже продюсер ставит задачу по разработке программы и созданию лендинга на методиста и маркетолога. То есть в целом он выступает в роли продакт-менеджера.

В проектах с ограниченным бюджетом можно встретить продюсера-методиста. Это человек, который выясняет потребности целевой аудитории, создает программу, находит экспертов, разрабатывает занятия и домашние задания, снимает видео. Сам придумал продукт, сам и реализовал.

Преподаватели набраны, программа сформирована, курс стартовал. Значит ли это, что теперь необходимость в продюсере отпадает?

Не совсем. Он также следит за процессом обучения. Если обратная связь говорит, что с конкретным занятием или программой в целом что-то не так, то задача продюсера – провести анализ ситуации и инициировать изменения. Скорее всего, первые 3-4 потока придется что-то перерабатывать и доделывать. Поэтому в итоге продюсер отвечает за качество финального продукта.

То есть Маше на начальном этапе не обязательно нанимать и методиста, и продюсера?

Она может взять методиста и маркетолога, а самой при этом выполнять роль руководителя-продюсера.

Методический директор и методист – в чем разница?

На методиста обычно сваливается задача из серии “сделай такой-то курс для такой-то целевой аудитории”. Он прописывает все программы, встречается с преподавателем, формирует каркас занятий.

Зона ответственности методического директора гораздо шире. Он тестирует гипотезы, беседует с потенциальными клиентами и решает, как должен выглядеть итоговый продукт.

Это человек-стратег, который дает методические рекомендации по организации дистанционного обучения. Он выстраивает ассортиментную линейку онлайн-школы и задает общие стандарты всем продуктам компании.

Кто должен проверять домашние задания – методист/куратор или преподаватель?

Если вы создаете авторские курсы для души, тогда пожалуйста, делайте все самостоятельно. Но это не про масштабирование, и тем более не про заработок. В таком случае один человек должен заниматься курсом с утра до ночи и считать его делом своей жизни.

Мы приглашаем практиков, которые руками делают то, о чем говорят. Но преподавание в EdMarket нельзя назвать полноценной работой специалистом по дистанционному обучению. Это такое хобби, поглаживание эго, реализация миссии “отдавать людям”. У эксперта есть основной проект и он не может тратить свое время на домашние задания.

Когда мы запускали свой первый курс, то чуть с ума не сошли. Все домашние задания проверяли преподаватели и процесс постоянно стопорился, потому что они просто не успевали. Поэтому с точки зрения оптимизации лучше делегировать эту задачу специально обученным людям – тьюторам.

А отвечать на вопросы студентов может и координатор курса. На самом деле, все обращения довольно типичные. Если координатор не может ответить на вопрос, то он просто идет к преподавателю и консультируется с ним. Несколько таких походов и вы сами уже набрались этой экспертизы. Соответственно, нагрузка на преподавателя сокращается в разы.

Если у Маши минимальный бюджет, каким специалистом можно пожертвовать, а каким не стоит ни в коем случае?

Опять-таки все зависит от опыта. Маша разбирается в методологии или ей не лень прочитать, пройти курс, посмотреть видеоуроки, понять основные принципы и углубиться в вопрос? Значит можно пожертвовать этой составляющей для тестового запуска.

На самом деле, первый поток показательный. Вы видите свои ошибки и понимаете, кто может их закрыть.

У начинающего специалиста нет базы, а опытный не будет работать за гроши – кому отдать предпочтение?

Смотря в каком вопросе. Я бы не экономила на специалистах, связанных с маркетингом. Неопытный таргетолог может просто слить бюджет, поэтому лучше искать золотую середину.

Да, не всегда есть прямая корреляция между зарплатой и качеством работы. Можно найти крутого профессионала, который живет в глубинке и сделает все за корочку хлеба, но это единичные случаи.

Ищите по рекомендациям и в сообществах, где хорошее соотношение цена-качество. На начальной стадии лучше не гнаться за дешевизной, иначе рискуете потерять время на постоянных переделках или переплатить, так как придется подключать другого подрядчика.

На каком этапе можно набирать сотрудников в штат?

Когда вы понимаете, что в состоянии обеспечить постоянный поток денег, и, соответственно, выплату зарплат. Например, курс взлетел. Вы принимаете решение проводить его каждые 2 месяца, запускаете какой-то дополнительный продукт раз в квартал и выстраиваете продуктовую линейку. Высчитываете, какую прибыль вы будете получать, и, исходя из этого, планируете зарплаты сотрудников.

Маркетолог – это тот человек, который должен работать с вами постоянно. Образовательный бизнес не сможет развиваться, если вы будете прогревать базу и строить воронки только перед запуском очередного курса. Поэтому в других случаях можно спокойно сотрудничать с фрилансерами, но маркетолога нужно брать в штат.

Не проще ли Маше обратиться в агентство полного цикла, которое все сделает за нее?

Это дорого. Нет. Это очень дорого! Все упирается в деньги. Если вы можете себе это позволить, то не вижу никаких проблем.

Запуск курса прошел хорошо и Маша принимает решение создать свою онлайн-школу. Какие специалисты добавляются на этом этапе?

Лично я бы тянула на себе маркетинг до последнего. В то же время, не люблю копаться в программах, поэтому наняла бы методиста. При этом я знаю множество людей, которые поступили бы с точностью до наоборот и сами с радостью занимались продуктом, но наняли маркетолога.

Идеальная картина мира, когда у вас есть помощники, которые занимаются продуктом, продвижением и продажами. Это оптимальный набор для старта.

На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе специалиста в центр дистанционного обучения?

В основном подобные команды удаленные, поэтому без умения работать самостоятельно далеко не уедешь. Человек должен кайфовать от процесса и делать все с удовольствием. Иначе он быстро потеряет мотивацию, а пинать людей в онлайне очень сложно.

В остальном ищите связь со своими базовыми ценностями. У каждого руководителя они свои. Для одного важны пунктуальность и выполнение задач в четко оговоренный срок. Другой скажет: “Работай когда хочешь, главное – результат”. Поэтому здесь уже все индивидуально.

Какие ТОП-3 профессии пользуются сейчас наибольшим спросом на eLearning рынке?

Методист, продюсер и маркетолог.

Кому не стоит связывать свой профессиональный путь с онлайн-обучением?

Людям, которые не любят людей. Потому что обучение, как и любая сфера услуг, это история про постоянное взаимодействие и заботу о клиенте. Поверьте, вы будете сталкиваться с очень разными характерами и реакциями. И с негативом в том числе. К этому нужно быть готовым.

А еще онлайн-обучение не для тех, кто думает, что можно клепать какие-то курсики, делать автоворонки и покуривать бамбук. Если вы не готовы заниматься развитием проекта ежедневно, то не стоит и начинать.

На какую зарплату может рассчитывать специалист по дистанционному обучению?

Дороже всего стоит руководитель проекта. Дальше идет продюсер, затем маркетолог и методист – они примерно на одном уровне. Зарплата последнего, к примеру, соотносима с доходом хорошо оплачиваемого менеджера среднего звена.

В чем преимущества работы в сфере онлайн-обучения?

Возможность включиться в процесс удаленно – это огромнейший плюс. К тому же вы наносите непоправимую пользу при помощи своего продукта и меняете жизни людей, как бы громко это не звучало. Где-то в маленьких аспектах, а где-то в больших.

Появления каких новых профессий нам ждать в ближайшие 3-5 лет?

Я думаю, что не за горами рождение такой должности, как фасилитатор обучения. То есть мы говорим об отдельном специалисте, который будет “настраивать” общение в группе и организовывать взаимодействие слушателей в онлайне. Возможно им станет та же Маша, как знать?

Ольга Корбан

Автор: Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.

Поделиться:

© eTutorium 2014-2020 Все права защищены