eTutorium

Форматы онлайн-обучения: как подобрать правильную форму для лучшего результата


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

В онлайн-обучении важен каждый элемент: выбор подходящей платформы, продумывание структуры обучения, подготовка слушателя к получению знаний, мотивация и отслеживание групповой динамики.

В этой статье мы поговорим о том, в каком случае и как выбрать формат онлайн-курса, который будет интересен участникам и результативен с точки зрения преподавателя.

Насколько это важно? Разберем пример неверно подобранного формата.

Курс обучения английскому. Блок отработки говорения.

Самый дешевый и простой способ с точки зрения организации - попросить ученика сделать запись своей речи. Куратор отслушивает речь и дает письменные рекомендации.

Эффективно ли это будет? Нет!

Ученик не получит обратную связь “здесь-и-сейчас” и не сможет сразу же исправить свою ошибку, будет в непонимании, верно ли он говорит.

Более верный формат - 30-ти минутная сессия с преподавателем.

Предположим, у нас ситуация: много учеников, а преподавателей на всех не хватает (это временно и мы это исправим, но надо решить проблему сейчас). Тогда мы организуем общение преподавателя с группой в 3-4 человека. Один будет говорить, а остальные  после его речи оценят правильность и предложат верный способ. Таким образом, можно “убить двух зайцев”: ученики тренируются не только говорить, но еще и замечать ошибки (и учиться на них).

Итак, подбор верного формата обучения значим вдвойне:

  1. Мы делаем обучение более эффективным
  2. Мы делаем процесс обучения более простым с точки зрения организации

Поговорим о части форматов, которые вы можете использовать для своих онлайн-курсов:

1. Видеоурок

Может иметь несколько форм:

  • “Говорящая голова”: вы снимаете лектора в студии, делаете монтаж, накладываете инфографику, презентацию и т.д. Более дешевый формат - запись лектора в офисе или дома, предварительно выставив свет и обеспечив хороший звук. Подходит тогда, когда нужно познакомить лектора с аудиторией, вызвать доверие. Или в случаях, когда необходим визуальный контент, например, если тема связана со стилем, макияжем, рисованием, лепкой и т.д., когда видеосъемка играет важную роль
  • Скринкаст: презентация + озвучка голосом. Подходит для тематик, когда нужно передать информацию очень структурировано, облегченно

Плюсы видеоформата:

  • Компактность и сжатость. За короткое время можно передать максимум информации
  • В некоторых случаях можно прослушивать на ускоренной перемотке
  • Наглядность (инфографика, фотографии, диаграммы)

Минусы:

  • Качественная видеосъемка стоит дорого
  • Информация может устареть, тогда будет необходимо переделывать контент
  • Эксперт не всегда является хорошим спикером и может увлекательно рассказывать материал и держаться перед камерой

2. Вебинары

Лайф-выступление онлайн, когда лектор и слушатели находятся в вебинарной комнате одновременно. Относится к синхронному способу обучения, в отличие от асинхронных видеоуроков, которые участники смотрят в удобное для них время.

Плюсы:

  • Интерактивный формат: возможно провести опросы в режиме онлайн и сразу обсудить результаты
  • Аудитория участвует в чате и лектор получает обратную связь мгновенно
  • Минимальные финансовые затраты
  • Формирует доверие - слушатели видят спикера

Минусы:

  • Слушатели могут легко отвлекаться
  • В обучении главную роль играет лектор, слушатели занимают пассивную позицию, реагируют с помощью очень ограниченных инструментов (чат, опрос)
  • Возможен обрыв связи (технические накладки)

3. Лонгриды

Лонгрид - “длинное чтение”, формат обучения, в котором материал состоит из большого количества текста, фотографий, инфографики. Его интересно и удобно читать. Время чтения - 5-7 минут.

Плюсы:

  • Формат является удобным, можно читать лонгриды в любое время с любого устройства
  • Обычно содержат истории, примеры, то есть являются увлекательными

Минусы:

  • Отсутствие интерактивности (решается включением анкетирования или тестирования после прочтения)
  • Читатель воспринимает информацию, но никак ее не применяет (если не включить в лонгрид задание или тест)

4. Аудиоматериалы, подкасты

Формат передачи информации, при котором слушатель воспринимает только голос или музыку, без видеоряда.

Плюсы:

  • Мобильность: удобно слушать в дороге
  • Хорош для контента, который необходимо регулярно повторять (медитации, упражнения)

Минусы:

  • Нет интерактивности
  • Для качественной записи звука нужна специальная аппаратура, а в некоторых случаях аренда студии

5. Чаты или форумы

Сопутствующий формат для взаимодействия участников. Хотя известны случаи, когда онлайн-курсы организовывались исключительно в чатах: с ежедневной выкладкой уроков, вопросами-ответами в асинхронном режиме.

Плюсы:

  • Общение участников между собой способствует неформальному взаимодействию. Однако чаты требуют наличия модератора, который следит за позитивной атмосферой, не дает разгореться конфликтам
  • Для организатора курса чат - прекрасная возможность отслеживать настроение в группе, эмоциональный фон и мотивацию участников, получать информацию о недостающем контенте и своевременно добавлять его в программу

Минусы:

  • Как правило, в чатах отсутствует структура, общение является хаотичным, одновременно параллельно может вестись несколько разговоров

6. Творческие задания

Формат онлайн-обучения, в котором ученикам предлагается выполнить задание с очень высокой степенью свободы. Варианты: сочинение, эссе, ведение дневника.

Плюсы:

  • Формат предполагает активацию творческих процессов, поэтому важен, когда нужно соединить полученную информацию с собственным опытом (например, техника сказкотерапии) или лучше интегрировать информацию с точки зрения применимости и разнообразить репертуар действий (например, придумать 25 способов сделать разминку перед тренингом)
  • Творческие задания позволяют лучше усвоить тему

Минусы:

  • Творческий настрой не приходит по расписанию, поэтому слушатель может столкнуться с временным отсутствием “музы”

7. Кейсы

Прекрасный формат для интеграции полученных учениками знаний в умение. Или наоборот, для организации обучения “от проблемы”. Например, ваша задача - обучить навыкам преодоления конфликтов. Вы можете сначала дать теорию, а затем кейс, в котором описана проблемная ситуация и задается вопрос о том, как из нее выходить.

Или сначала дать кейс (еще до изучения теории), собрать варианты, а затем дать “правильные ответы”. В этом случае у участников повышается мотивация изучить теорию, чтобы заполнить пробелы в знаниях.

Обсуждать кейсы лучше в чате или в группе во время живого включения (вебинара, конференции). Так слушатели проявят не только собственное мнение, но и услышат другие точки зрения.

Плюсы:

  • Высокий процент усвоения информации
  • Можно понять ошибки и в будущем избежать их

Минусы:

  • Скорее не минус, а особенность: в групповых обсуждениях кейсов модератору стоит следить, чтобы все участники были активны и никто не “отсиделся”, иначе максимально полезно будет только активистам

8. Интерактивные форматы

Форматы, которые предполагают взаимодействие системы обучения с участником (без преподавателя):

  • Например, лонгрид может содержать активную инфографику. При нажатии на определенные элементы разворачивается подробная информация, с которой можно познакомиться подробней
  • Диалоговый тренажер или квест. Участник выбирает варианты своих ответов-реакций и получает мгновенную обратную связь о верности своих действий
  • Онлайн-симуляция. Задачей является достижение определенной цели, например, построить успешную компанию за определенное время или выйти из “крысиных бегов”

Плюсы очевидны

  • Максимальная реалистичность

Минус один, но большой

  • Сложность в разработке и существенные финансовые вложения. Чаще всего используются для корпоративного обучения

9. Варианты проверочных форматов

Итак, вы выбрали форматы обучения. Что насчет проверочных активностей? Определитесь, что вы хотите проверять. Если знания - вводите тестирование с верными ответами. Если усвоение информации - подойдет кейс. Также пользуется популярностью защита проекта, когда ученику нужно создать презентацию решения или план действий и защитить его перед коллегами и жюри. Если хотите проверить навык - выбирайте интерактивные форматы или моделирование. Например, навык продаж проявится в ролевой игре, где участник играет роль Продавца, а его соученик - Клиента. Также присутствует супервизор (преподаватель), который дает оценку и комментирует действия ученика.

10. Форматы получения обратной связи

Во время и после обучения организатору и преподавателям важно получать обратную связь от учеников. Что мы хотим знать?

  • Насколько совпали ожидания от курса и реальность?
  • Что было полезно больше всего?
  • Какой раздел курса (модуль, блок) был наиболее практически применимый?
  • Кто из преподавателей понравился больше и почему?

Самый популярный формат - это анкетирование. Но часто ученику сложно четко сформулировать ответ и тогда он предпочитает не отвечать на анкету. Более сложный в организации и обработке информации формат - прозвон участников, занесение ответов в файл и последующая его аналитика. Это позволяет услышать несоответствие слов реальности. Например, ученик сообщает, что ему все понравилось, при этом его голос звучит грустно. Всего один уточняющий вопрос позволит вывести на разговор и узнать то, что скромный ученик не написал бы в анкете.

Итак, если вы четко определили задачи вашего онлайн-курса, выбирайте обучающие форматы, которые закрепляют и проверяют знания, а также собирают обратную связь.

Проявите творчество! Возможно вы найдете идею, как совмещать форматы и выработаете свой неповторимый стиль ведения онлайн-курсов.

Юлия Пряхина

Автор: Юлия Пряхина
Ментор образовательных онлайн-проектов, основатель Университета Онлайн-Тренингов Top2Top

Поделиться:

© eTutorium 2014-2019 Все права защищены