В онлайн-обучении важен каждый элемент: выбор подходящей платформы, продумывание структуры обучения, подготовка слушателя к получению знаний, мотивация и отслеживание групповой динамики.
В этой статье мы поговорим о том, в каком случае и как выбрать формат онлайн-курса, который будет интересен участникам и результативен с точки зрения преподавателя.
Насколько это важно? Разберем пример неверно подобранного формата.
Курс обучения английскому. Блок отработки говорения.
Самый дешевый и простой способ с точки зрения организации - попросить ученика сделать запись своей речи. Куратор отслушивает речь и дает письменные рекомендации.
Эффективно ли это будет? Нет!
Ученик не получит обратную связь “здесь-и-сейчас” и не сможет сразу же исправить свою ошибку, будет в непонимании, верно ли он говорит.
Более верный формат - 30-ти минутная сессия с преподавателем.
Предположим, у нас ситуация: много учеников, а преподавателей на всех не хватает (это временно и мы это исправим, но надо решить проблему сейчас). Тогда мы организуем общение преподавателя с группой в 3-4 человека. Один будет говорить, а остальные после его речи оценят правильность и предложат верный способ. Таким образом, можно “убить двух зайцев”: ученики тренируются не только говорить, но еще и замечать ошибки (и учиться на них).
Итак, подбор верного формата обучения значим вдвойне:
- Мы делаем обучение более эффективным
- Мы делаем процесс обучения более простым с точки зрения организации
Поговорим о части форматов, которые вы можете использовать для своих онлайн-курсов:
1. Видеоурок
Может иметь несколько форм:
- “Говорящая голова”: вы снимаете лектора в студии, делаете монтаж, накладываете инфографику, презентацию и т.д. Более дешевый формат - запись лектора в офисе или дома, предварительно выставив свет и обеспечив хороший звук. Подходит тогда, когда нужно познакомить лектора с аудиторией, вызвать доверие. Или в случаях, когда необходим визуальный контент, например, если тема связана со стилем, макияжем, рисованием, лепкой и т.д., когда видеосъемка играет важную роль
- Скринкаст: презентация + озвучка голосом. Подходит для тематик, когда нужно передать информацию очень структурировано, облегченно
Плюсы видеоформата:
- Компактность и сжатость. За короткое время можно передать максимум информации
- В некоторых случаях можно прослушивать на ускоренной перемотке
- Наглядность (инфографика, фотографии, диаграммы)
Минусы:
- Качественная видеосъемка стоит дорого
- Информация может устареть, тогда будет необходимо переделывать контент
- Эксперт не всегда является хорошим спикером и может увлекательно рассказывать материал и держаться перед камерой
2. Вебинары
Лайф-выступление онлайн, когда лектор и слушатели находятся в вебинарной комнате одновременно. Относится к синхронному способу обучения, в отличие от асинхронных видеоуроков, которые участники смотрят в удобное для них время.
Плюсы:
- Интерактивный формат: возможно провести опросы в режиме онлайн и сразу обсудить результаты
- Аудитория участвует в чате и лектор получает обратную связь мгновенно
- Минимальные финансовые затраты
- Формирует доверие - слушатели видят спикера
Минусы:
- Слушатели могут легко отвлекаться
- В обучении главную роль играет лектор, слушатели занимают пассивную позицию, реагируют с помощью очень ограниченных инструментов (чат, опрос)
- Возможен обрыв связи (технические накладки)
3. Лонгриды
Лонгрид - “длинное чтение”, формат обучения, в котором материал состоит из большого количества текста, фотографий, инфографики. Его интересно и удобно читать. Время чтения - 5-7 минут.
Плюсы:
- Формат является удобным, можно читать лонгриды в любое время с любого устройства
- Обычно содержат истории, примеры, то есть являются увлекательными
Минусы:
- Отсутствие интерактивности (решается включением анкетирования или тестирования после прочтения)
- Читатель воспринимает информацию, но никак ее не применяет (если не включить в лонгрид задание или тест)
4. Аудиоматериалы, подкасты
Формат передачи информации, при котором слушатель воспринимает только голос или музыку, без видеоряда.
Плюсы:
- Мобильность: удобно слушать в дороге
- Хорош для контента, который необходимо регулярно повторять (медитации, упражнения)
Минусы:
- Нет интерактивности
- Для качественной записи звука нужна специальная аппаратура, а в некоторых случаях аренда студии
5. Чаты или форумы
Сопутствующий формат для взаимодействия участников. Хотя известны случаи, когда онлайн-курсы организовывались исключительно в чатах: с ежедневной выкладкой уроков, вопросами-ответами в асинхронном режиме.
Плюсы:
- Общение участников между собой способствует неформальному взаимодействию. Однако чаты требуют наличия модератора, который следит за позитивной атмосферой, не дает разгореться конфликтам
- Для организатора курса чат - прекрасная возможность отслеживать настроение в группе, эмоциональный фон и мотивацию участников, получать информацию о недостающем контенте и своевременно добавлять его в программу
Минусы:
- Как правило, в чатах отсутствует структура, общение является хаотичным, одновременно параллельно может вестись несколько разговоров
6. Творческие задания
Формат онлайн-обучения, в котором ученикам предлагается выполнить задание с очень высокой степенью свободы. Варианты: сочинение, эссе, ведение дневника.
Плюсы:
- Формат предполагает активацию творческих процессов, поэтому важен, когда нужно соединить полученную информацию с собственным опытом (например, техника сказкотерапии) или лучше интегрировать информацию с точки зрения применимости и разнообразить репертуар действий (например, придумать 25 способов сделать разминку перед тренингом)
- Творческие задания позволяют лучше усвоить тему
Минусы:
- Творческий настрой не приходит по расписанию, поэтому слушатель может столкнуться с временным отсутствием “музы”
7. Кейсы
Прекрасный формат для интеграции полученных учениками знаний в умение. Или наоборот, для организации обучения “от проблемы”. Например, ваша задача - обучить навыкам преодоления конфликтов. Вы можете сначала дать теорию, а затем кейс, в котором описана проблемная ситуация и задается вопрос о том, как из нее выходить.
Или сначала дать кейс (еще до изучения теории), собрать варианты, а затем дать “правильные ответы”. В этом случае у участников повышается мотивация изучить теорию, чтобы заполнить пробелы в знаниях.
Обсуждать кейсы лучше в чате или в группе во время живого включения (вебинара, конференции). Так слушатели проявят не только собственное мнение, но и услышат другие точки зрения.
Плюсы:
- Высокий процент усвоения информации
- Можно понять ошибки и в будущем избежать их
Минусы:
- Скорее не минус, а особенность: в групповых обсуждениях кейсов модератору стоит следить, чтобы все участники были активны и никто не “отсиделся”, иначе максимально полезно будет только активистам
8. Интерактивные форматы
Форматы, которые предполагают взаимодействие системы обучения с участником (без преподавателя):
- Например, лонгрид может содержать активную инфографику. При нажатии на определенные элементы разворачивается подробная информация, с которой можно познакомиться подробней
- Диалоговый тренажер или квест. Участник выбирает варианты своих ответов-реакций и получает мгновенную обратную связь о верности своих действий
- Онлайн-симуляция. Задачей является достижение определенной цели, например, построить успешную компанию за определенное время или выйти из “крысиных бегов”
Плюсы очевидны
- Максимальная реалистичность
Минус один, но большой
- Сложность в разработке и существенные финансовые вложения. Чаще всего используются для корпоративного обучения
9. Варианты проверочных форматов
Итак, вы выбрали форматы обучения. Что насчет проверочных активностей? Определитесь, что вы хотите проверять. Если знания - вводите тестирование с верными ответами. Если усвоение информации - подойдет кейс. Также пользуется популярностью защита проекта, когда ученику нужно создать презентацию решения или план действий и защитить его перед коллегами и жюри. Если хотите проверить навык - выбирайте интерактивные форматы или моделирование. Например, навык продаж проявится в ролевой игре, где участник играет роль Продавца, а его соученик - Клиента. Также присутствует супервизор (преподаватель), который дает оценку и комментирует действия ученика.
10. Форматы получения обратной связи
Во время и после обучения организатору и преподавателям важно получать обратную связь от учеников. Что мы хотим знать?
- Насколько совпали ожидания от курса и реальность?
- Что было полезно больше всего?
- Какой раздел курса (модуль, блок) был наиболее практически применимый?
- Кто из преподавателей понравился больше и почему?
Самый популярный формат - это анкетирование. Но часто ученику сложно четко сформулировать ответ и тогда он предпочитает не отвечать на анкету. Более сложный в организации и обработке информации формат - прозвон участников, занесение ответов в файл и последующая его аналитика. Это позволяет услышать несоответствие слов реальности. Например, ученик сообщает, что ему все понравилось, при этом его голос звучит грустно. Всего один уточняющий вопрос позволит вывести на разговор и узнать то, что скромный ученик не написал бы в анкете.
Итак, если вы четко определили задачи вашего онлайн-курса, выбирайте обучающие форматы, которые закрепляют и проверяют знания, а также собирают обратную связь.
Проявите творчество! Возможно вы найдете идею, как совмещать форматы и выработаете свой неповторимый стиль ведения онлайн-курсов.
Автор: Юлия Пряхина
Ментор образовательных онлайн-проектов, основатель Университета Онлайн-Тренингов Top2Top
Также рекомендуем:
- Как эффективно использовать вебинары в онлайн-курсах
- eLearning дайджест: о структурировании контента, репутации онлайн-школы и VR-технологиях
- Педагогический дизайн и проектирование: принципы, задачи, модели
- Корпоративные инструменты автоматизации обучения
- eLearning дайджест: о лендинге для тестирования спроса, электронных курсах под смартфон и сервисах для создания онлайн-школы