Зачастую именно с вебинаров в компаниях начинается внедрение e-learning, а не с LMS или электронных курсов. Это особенно характерно для компаний, в которых существует длительная практика постоянного профессионального обучения сотрудников в очном формате.
Несколько простых рекомендаций для тех, кто только планирует использовать вебинары как альтернативу тренингам или уже делает первые шаги и нуждается в информационной подпитке. Рассмотрим эти моменты по порядку:
- Особенности вебинара как инструмента для организации e-learning
- Использование вебинаров для подходящих целей и тем обучения
- Выбор платформы для проведения вебинаров
- Основные сложности при использовании вебинаров
- Что требуется от успешного ведущего вебинаров
- Общие рекомендации по проведению вебинаров
- Полезная книга "Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса"
1. Усвойте особенности вебинара как инструмента для организации e-learning:
- формат проведения такого обучения близкий по стилю к уже знакомому очному тренингу;
- вебинары - это групповое занятие, а не обучение в формате “один на один” с электронным курсом, поэтому для некоторых участников взаимодействие в группе будет более привычным и удобным;
- вебинары можно внедрять постепенно, используя их на начальных этапах как дополнение к очным занятиям;
- чтобы начать проводить вебинары вам необходимы лишь хорошие каналы связи и аренда вебинарной платформы - в покупке и установке каких-либо ИТ-систем и дополнительных программ нет необходимости;
- функционал платформы для проведения вебинаров достаточно широк, и при грамотном использовании обеспечит качественную интерактивность обучения (вещание спикера с веб-камерой, показ презентаций, демонстрация экрана, трансляция видео, групповая работа на общей доске, в чате, опросы и тесты, запись мероприятия, выгрузка информации из чата, выгрузка данных опросов, отслеживание активности участников и др.).
2. Используйте вебинары для подходящих целей и тем обучения:
- обучение новичков, сопровождение процесса адаптации на этапе стажировки;
- до и после-тренинговое сопровождение обучения опытных сотрудников;
- как самостоятельный элемент обучения (проведение вебинара + доступ к записи);
- обмен опытом (трансляция опыта экспертов с возможностью задать вопрос);
- информирование о новых продуктах, услугах, нововведениях в компании;
- проведение совещаний, мозговых штурмов, мотивационных мероприятий.
3. При выборе платформы для проведения вебинаров, обратите внимание на следующие факторы:
- функционал (в зависимости от того, какие ожидания вы возлагаете на инструмент, обязательно тестируйте сервис на демо-версии);
- юзабилити интерфейса (проверьте, удобно ли использовать имеющийся функционал как спикеру, так и участникам);
- профессионализм проектного менеджера (понимает ли представитель провайдера ваши потребности и отвечает ли на ваши вопросы);
- качество техподдержки (в каком формате, в какое время, всегда ли онлайн или ответа нужно ждать по email в течение установленного времени),
- ценовая политика (тарифная сетка).
4. Основные сложности, которые могут возникнуть при использовании вебинаров:
- отсутствие зрительного контакта спикера с участниками и, как следствие, проблемы с получением обратной связи;
- отсутствие у спикера технической подготовки и навыков работы с группой в онлайне;
- отсутствие у участников навыков обучения в формате вебинаров (частично, это технические моменты, но в большей степени - трудность длительной концентрации внимания).
С точки зрения спикера большинство сложностей уходит вместе с приобретением опыта вещания в формате вебинара. Для опытных ведущих такой инструмент не доставляет какого-либо неудобства и дает массу возможностей для организации интересной подачи материала. Несмотря на схожесть вебинара с очным тренингом, опытному тренеру также понадобится небольшой "апгрейд" своих навыков.
5. Что требуется от успешного ведущего вебинаров?
- проводить тщательную подготовку, которая предусматривает создание качественной презентации, репетицию текста, поиск удобного места проведения, подготовку воды и других нужных вещей, предварительное тестирование функционала веб-класса.
- помнить о кратковременных фокусировках внимания участников и периодически (каждые 5-10 минут) менять формат подачи материала (слайды, теория - практика, текст-видео, тесты).
- давать участникам задания, проводить опросы, задавать вопросы аудитории, оценивать результаты посещенного вебинара. Все это "включает" участников в процесс обучения и позволяет более серьезно относиться к занятию,
- анонсировать программу обучения и подводить промежуточные (по темам) и общие итоги во время вебинара;
- передавать участникам вебинара не только знания, но и свою энергию. Например, можно проводить вебинар стоя, жестикулировать, при этом не обязательно использовать камеру, или же наоборот призвать на помощь свою мимику и эмоции и усиливать ими тематику обучения, общаясь через веб-камеру. Если вам нужен отдых - выпейте воды, а участникам дайте задание на время вашей 2-3 минутной передышки;
- проводить анализ своих вебинаров, слушать свой голос в записи, отслеживать ошибки, видеть пути развития своих навыков как спикера;
- использовать свои "фишки", например, включать для проверки связи перед вебинаром определенную музыку, готовить участникам неожиданные задания, иногда просто для того, что поддержать интерактив и переключить внимание.
6. Общие рекомендации по проведению вебинаров:
- оптимальная продолжительность вебинара - 1,5-2 часа;
- оптимальная группа участников вебинара - до 20 человек;
- по возможности подключите помощника для проведения вебинара (оптимальная команда - это спикер + модератор, который следит за чатом);
- для управления участниками, которые флудят и троллят в чате, важно проговорить правила работы на вебинаре (смотрите мастер-класс Как троллей превратить в ресурс спикера);
- загружайте презентацию в pdf-формате, тогда она будет выглядеть именно так, как вы рассчитываете;
- перед началом вебинара проверьте, что все участники видят презентацию и слышат спикера;
- отключение видео-канала спикера может стабилизировать работу вебинарной комнаты в случае технических сбоев или слабых каналов связи.
7. Почитайте книгу "Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса"
(The Learning Explosion: 9 Rules to Ignite Your Virtual Classrooms). В ней вы найдете массу советов и детальных рекомендаций по проведению вебинаров:
- с помощью вебинара преподаватель может передать не только информацию, но и эмоциональный посыл участникам, а значит новая тема имеет больше шансов на усвоение;
- используйте 2 главных принципа обучения: будьте кратки и сразу демонстрируйте, как можно применить изученный материал на практике;
- каждый из участников вебинара может стать создателем фрагментов знаний, поэтому подталкивайте их к совместной работе над общим проектом;
- переходя к вебинарам от тренингов, уменьшите общее количество учебного материала и разбейте его на небольшие разделы или подтемы;
- в течение одного вебинара представляйте не более 3-4 ключевых идей по новой теме;
- преодолевайте предубеждения и сопротивления, которые всегда возникают при использовании чего-то нового (ваши тренеры могут противиться новому инструменту, а участники попросту могут не иметь навыков обучения в таком формате - помогите им);
- вовлекайте в процесс обучения согласно модели виртуальной вовлеченности: вербально, визуально и кинестетически;
- предупредите участников о том, что будете ждать от них отклика и выдержите паузу перед ответом на первый вопрос;
- обращайтесь к участникам вебинара по имени;
- запрашивайте комментарии, задавайте открытые вопросы, давайте обратную связь и создавайте ролевые игры - вовлекайте в обучение;
- рассказывайте истории, которые ученики смогут визуализировать сами, исходя из имеющегося у них опыта и знаний;
- покажите участникам виртуального класса «дорожную карту» - план обучения;
- спрашивайте у учеников отчеты о проделанной работе в виртуальном классе;
- используйте анкеты обратной связи (2-5 вопросов). Благодарите за комментарии, регулярно анализируйте результаты.
И, напоследок, помните о правиле личной практики: экспертом можно стать в чем угодно за 10000 часов. Проведение вебинаров может быть очень простым процессом, и чем больше вебинаро-часов вы провели, тем свободнее вы будете себя чувствовать в веб-комнате. Многие "шероховатости" уходят с опытом и количеством мероприятий. Со временем у вас появится "чек-лист" проверки готовности к вебинару, собственные"фишки" и свой стиль проведения.
Может быть и другой путь перехода к e-learning, когда вы начинаете с LMS и постепенно или сразу внедряете вебинары. Во многом выбор пути перехода от очного формата к дистанционному будет зависеть от потребности в обучении и стратегии развития компании. Если в компании есть несколько категорий массовых профессий сотрудников и необходимость обучения стандартизированным процедурам с последующей сертификацией, то разумно начать с LMS (онлайн-курсы, тесты). Если основной акцент в обучении был на тренингах, есть необходимость в групповых обсуждениях, мозговых штурмах, совещаниях и нужен контакт с тренером для возможности задать вопрос и тут же получить ответ, то оптимально начать с вебинаров.
Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club