eTutorium

Бизнес и Обучение: как найти общий язык? Часть 1

Начинаем цикл статей про взаимодействие разработчиков и Бизнеса на этапе внедрения LMS в компании. Рассмотрим тему на примере запуска электронных курсов, тестов и вебинаров, как основных форматов онлайн-обучения.

Кто такие Бизнес и Обучение?

Вне зависимости от того, как вы обучаете сотрудников, в вашей компании есть представители бизнес-подразделений или поддерживающих направлений (HR-специалисты, маркетологи, бухгалтеры, юристы), которые выступают заказчиками обучения. В статье я постараюсь подтолкнуть вас к списку вопросов, которые важно озвучить заказчикам на 3-х этапах:

  • планирование потребности в обучении,
  • отработка конкретного учебного запроса,
  • оценка эффективности проведенных мероприятий.

Кто такой Бизнес?

Бизнес в компании представляют:

  • ТОП-менеджер,
  • руководитель бизнес-подразделения,
  • непосредственный руководитель сотрудника.

Любой представитель компании-клиента в глазах провайдера e-learning платформы или внешнего разработчика контента тоже будет Бизнесом. Даже если он работает в отделе корпоративного обучения или в HR-подразделении. Так как я мало сталкивалась с кухней внешних подрядчиков, в статье опишу свой взгляд на Бизнес глазами внутреннего разработчика обучения.

Кто представляет Обучение?

В компаниях, где в системе развития сотрудников задействуются онлайн-форматы контента, есть внутренний отдел обучения. В него, как правило, входят руководитель и профильные специалисты (разработчик курсов, администратор LMS, ведущий вебинаров). Зачастую привлекаются и тренеры, которые проводят очные мероприятия: семинары, тренинги и мозговые штурмы. HR-руководитель может также восприниматься как представитель Обучения, если по оргструктуре он отвечает за работу этого отдела.

С главными действующими лицами разобрались. Теперь посмотрим, когда и как они пересекаются и что знают друг о друге.

Когда у Бизнеса и Обучения возникают недоразумения?

Если оценивать корпоративное онлайн-обучение со стороны, все кажется понятным: то, что изучают сотрудники, способствует развитию компании. При этом важно, чтобы персонал изначально был мотивирован профессионально развиваться, поскольку новые знания нужны для работы.

В реальности все выглядит по-другому:

  • Онлайн-курсы, тесты, вебинары не всегда связаны с конкретными бизнес-задачами. Например, когда обучение “на будущее” или для общего развития не отвечает функциям или опыту сотрудника.
  • Заказчик часто не понимает, когда и какие форматы обучения использовать. Например, когда очные тренинги переводят в формат вебинаров без упражнений, а раздаточные материалы превращают в pdf-файл и называют это электронным курсом.
  • Бизнес-цели и обучение, в лучшем случае, соприкасаются при возникновении конкретного запроса. При этом, исключается взаимодействие на этапах планирования потребности в обучении и оценки эффективности программ. Например, новый продукт или услугу в компании разрабатывают полгода, настраивают процессы, готовят маркетинговую компанию, а в отделе обучения об этом узнают за 2 недели до старта продаж и экстренной разработки обучения по этой теме.
  • В бизнес-подразделении и в отделе обучения оперируют разными цифрами и аргументами для оценки необходимости обучения и его эффективности в результате. Например, средний проходной балл или % сотрудников, которые успешно сдали тест, не дадут понимания того, повлияло ли это обучение на качество работы, уменьшение ошибок или увеличение продаж.

Ситуация, когда вы выступаете внешним подрядчиком и делаете электронный курс на заказ, также может скрывать точки взаимодействия с Бизнесом. Инициатором курса может стать HR или отдел обучения, куда обратился реальный заказчик (бизнес-подразделение). У вас может быть очень мало информации о том, как в реальности построен бизнес-процесс, который нужно улучшить с помощью нового электронного курса.

Почему, организуя обучение сотрудников, мы сталкиваемся с недостатком информации о бизнес-заказчике и его целях? Попробую показать на личном примере.

Как внутренний разработчик курсов взаимодействует с Бизнесом?

Когда я работала внутренним специалистом по контенту и администрированию системы онлайн-обучения в компании, то сталкивалась с Бизнесом в 2-х случаях:

  • когда мне передавали готовый курс с рецензией руководителя подразделения для размещения в системе обучения,
  • когда нужно было напомнить автору курса про обновление его материала.

Если в компании отсутствует развитая система создания контента внутренними экспертами, то, вероятнее всего, вы будете пересекаться еще на одном этапе:

  • когда от заказчика поступает запрос на разработку курса для конкретной целевой аудитории. При этом, он предоставляет инструкцию, которую нужно брать за основу.

Когда к моим функциям добавилось планирование программ обучения, появились новые точки соприкосновения:

  • когда нужно было сформировать ежегодные программы обучения для специалистов конкретной профессии. Это делал эксперт бизнес-подразделения по шаблонам, которые предоставлял отдел обучения;
  • когда требовалось отслеживать выполнение программ и подводить промежуточные итоги через ежеквартальные приказы по компании

Как взаимодействует руководитель e-learning проекта с Бизнесом?

Когда я заняла позицию менеджера проекта, взаимодействий стало еще больше:

  • сопоставление стратегии обучения на год со стратегиями бизнес-подразделений,
  • планирование потребностей в обучении на этапе разработки нового продукта или услуги,
  • активный сбор и анализ обратной связи от сотрудников, проходящих курсы в системе обучения,
  • анализ показателей эффективности системы обучения и отдельных программ и донесение этих данных до бизнес-заказчиков,
  • согласование с Бизнесом изменений, который касались системы обучения, стратегии обучения, смены платформы или разработки новых форматов обучения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Какие точки соприкосновения с Бизнесом встречаются в вашей работе? Достаточно ли их для понимания целей заказчика? Проанализируйте, если раньше не задумывались об этом.

На этапе, когда вы разрабатываете курсы, количество точек соприкосновения с Бизнесом может быть всего 2-3. Когда же вы управляете обучением как проектом, этих точек может стать 10 и больше. И не потому, что они вдруг появятся, а потому что вы сами их разглядите. Раньше они, скорее всего, были завуалированы. Попробуем рассмотреть, где именно.

Когда Обучение и Бизнес не связаны, появляются проблемы:

  1. Бизнес-заказчик не заинтересован в обучении своих сотрудников через онлайн-курсы или вебинары, так как ему не объяснили цели этого нововведения, не ответили на вопросы и не сняли возражения.
  2. Отдел обучения не понимает, когда возникает потребность в проведении учебных мероприятий для сотрудников определенной профессии, так как стратегия обучения не согласуется с общей стратегией развития компании и ее подразделений.
  3. После нескольких изученных онлайн-курсов или вебинаров сотрудники плохо отзываются о контенте или спикере и отказываются продолжать обучение.
  4. Выступив несколько раз заказчиком обучения, представитель Бизнеса не может понять, было ли оправдано обучение с точки зрения затрат денег и времени, так как изначально не были установлены цели обучения и критерии эффективности.

Эти точки соприкосновения касаются не только разработки курсов. При запросе на проведение вебинара, тренинга, мозгового штурма, консультации, смешанной программы по какой-то теме, отдел обучения в любом случае взаимодействует с заказчиком. Чем лучше вы поняли друг друга на этом этапе, тем более эффективно будет проведено обучение.

Марина Литвинова

Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club

Поделиться:

© eTutorium 2014- 2018 Все права защищены