В предыдущих статьях этого цикла мы много говорили о нюансах взаимодействия Обучения и Бизнеса. В сегодняшней публикации - только про цифры: какие показатели, когда смотреть, как использовать. На примере LMS.
Для оценки эффективности конкретного учебного онлайн-мероприятия
Проводится анализ критериев, о которых Бизнес и Обучение договорились на этапе запроса. Об этом мы уже говорили. Но еще раз напомню и приведу дополнительные примеры:
- снижение количества негативных откликов от клиентов,
- повышение количества положительных откликов от клиентов,
- уменьшение количества ошибок в работе,
- увеличение количества холодных звонков клиентам,
- результаты продаж до и после проведения обучения.
Да, я понимаю, что все равно мы захотим узнать:
- средний набранный балл по результатам теста,
- % сотрудников, которые успешно прошли назначенное обучение,
- сравнительные результаты обучения сотрудников различных подразделений.
Но пусть хотя бы эти показатели будут идти в комплексе с теми цифрами, которые реально помогут понять Бизнесу эффективность обучения. А еще лучше - позвольте руководителям самостоятельно проанализировать результаты в LMS и сопоставить их с бизнес-достижениями своих сотрудников.
Для анализа эффективности работы LMS в компании и ее востребованности сотрудниками:
- число обращений к LMS в день, месяц, год и их динамику,
- количество сотрудников, которые регулярно обучаются в LMS,
- число назначенных/пройденных курсов, тестов, вебинаров,
- число самостоятельно пройденных сотрудниками учебных мероприятий,
- количество обученных сотрудников до и после внедрения LMS или появления нового инструмента,
- соотношение очных, онлайн и смешанных программ обучения,
- показатели прохождения обучения по сотрудникам, отделам, должностям, подразделениям, анализ по баллам, периоду, времени обучения и выявление лидеров.
Это цифры, которые в целом будут формировать авторитет системы обучения и показывать отношение к ней сотрудников. Ими можно будет оперировать при разработке планов профессионального развития сотрудников на год, планировании каких-то доработок в LMS, расширении штата разработчиков контента, обновления программного обеспечения и других стратегически важных задач.
Для оценки эффективности и востребованности учебного контента в LMS:
- количество обращений к конкретному учебному материалу,
- время, затраченное на обучение,
- число незавершенных курсов,
- результаты оценки в анкете обратной связи.
По моему опыту, когда эта информация становится доступной не только отделу обучения, но и всей компании, в неактуальный контент быстрее и внимательнее вносят изменения. Мы в банке делали анкеты обратной связи к каждому курсу, а также автоматизированные рассылки авторам с просьбой учесть результаты оценки. И тогда авторы (они же эксперты из Бизнеса) уже не могли прятаться за почтовой перепиской с отделом обучения и откладывать актуализацию учебных материалов. К тому же, все сотрудники видели не только свои отзывы и оценки, но и комментарии коллег. Такая прозрачность обратной связи по контенту повышает к нему требования, из-за чего растет качество внутренней разработки.
Для оценки затрат и планирования бюджета на обучение:
- соотношение затрат на очное и дистанционное обучение,
- динамика затрат на обучение по подразделениям, по годам,
- сравнение затрат на обучение до и после внедрения онлайн-форматов,
- расчет стоимости обучения на одного сотрудника,
- динамика в скорости обучения сотрудников в онлайн-формате по сравнению с очным.
Эти цифры наиболее сложные. Оперируют ими, в основном, руководители высшего звена. И если Обучение с помощью этих цифр демонстрирует свой вклад в решение задач Бизнеса, ТОП-менеджмент будет поддерживать развитие LMS.
Последние пару лет я занимаюсь анализом внедренных проектов онлайн-обучения и ищу какие-то новинки в критериях оценки эффективности. Но, пока не нашла. Как бы вы не оценивали результаты обучения, скорей всего будете одним из первопроходцев в понимании их эффективности. Даже если идете по стандартной 4-х этапной схеме Кирпатрика.
Недавно столкнулась с интересным вопросом: Какой показатель ROI в обучении считать нормальным? Попробовала найти ответ и получилось вот что. Так как ROI - это возврат от вложенных инвестиций, каждая компания определяет для себя оптимальный процент. Для того, чтобы можно было ориентироваться на кого-то из коллег, нужно принять участие в бенчмаркинге. То есть сравнительном анализе способов оценки эффективности в различных компаниях. Я пока такого бенчмаркинга не встречала. Если знаете, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Подведу итоги. На мой взгляд, Бизнес и Обучение нашли общий язык, если:
- Бизнес верит в методы, которые предлагает Обучение,
- Бизнес ощущает эффективность проведенных учебных мероприятий,
- Бизнес обращается за помощью к Обучению при возникновении проблем,
- Обучение нацелено на решение задач Бизнеса,
- Обучение максимально старается прояснить запрос бизнес-заказчика,
- Обучение может продемонстрировать понятные для Бизнеса результаты учебных мероприятий.
Это все, чем хотела с вами поделиться. Надеюсь, вы нашли полезные для себя идеи. Мне будет интересно, если расскажите о том, как в вашей компании взаимодействуют Бизнес и Обучение. Есть ли какие-то “фишки”, которые помогают им понять друг друга и более эффективно подойти к профессиональному развитию сотрудников?
Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club