Одной из основных проблем внедрения дистанционного обучения в отечественных ВУЗах остается недостаточное финансирование. Государственный бюджет должен покрывать затраты не только на программные продукты, но и на обучение кадровых специалистов. Казалось бы, что в подобной ситуации проще (читать как дешевле) следовать привычной для всех схеме. Но тут в игру вступает СДО, которая доказывает, что слова “бесплатно” и “качественно” могут быть синонимами.
И преподаватели, и студенты признают, что LMS Moodle ничем не уступает коммерческим системам дистанционного обучения. Более того, доступность в открытом исходном коде, что равнозначно возможности ее модификации под нужды каждого отдельного проекта, заслуживает дополнительных поощрительных баллов. Как ярый фанат всего бесплатного, прошу любить и жаловать рейтинг явных и скрытых козырей в рукаве LMS Moodle, которые оставят в выигрыше любого преподавателя.
Выбор языка интерфейса
Если вы преподаете английский / французский / испанский, то знаете, что нет ничего лучше погружения в языковую среду. Заходим в настройки, выбираем в списке одну из более чем 70 доступных позиций, нажимаем на принудительную смену языка интерфейса и начинаем обучать студентов с первого клика.
![Выбор языка интерфейса](/images/moodle-reliz-1.jpg)
Вариативное управление блоками
Структура стартовой страницы курса зависит только от вас. Мобильность редактирования позволяет добавлять, перемещать и удалять блоки в зависимости от потребностей. Отсечение всего лишнего помогает переместить фокус внимания студентов исключительно на обучение.
![Вариативное управление блоками](/images/moodle-reliz-2.jpg)
Постредактирование
Ожидания не всегда соответствуют реальности, так же как и подобранные материалы уровню подготовки группы. Возможность редактирования курса остается активной даже после старта, позволяя раскрыть исходные навыки обучающихся по максимуму.
![Постредактирование](/images/moodle-reliz-3.jpg)
Календарь предстоящих событий
Напоминания от системы позаботятся, чтобы студенты не забывали о предстоящих занятиях и сроках сдачи домашних работ. Подобный механизм самоконтроля поможет равномерно распределить время и избавиться от привычки выполнять задания в последний момент.
![Календарь предстоящих событий](/images/moodle-reliz-4.jpg)
Контроль посещаемости
Никому не удастся отлынивать от работы. LMS Moodle не только дает возможность отслеживать прогресс в прохождении курса каждым отдельным обучающимся, но и отображает точную дату, когда тот заходил на сайт в последний раз.
![Контроль посещаемости](/images/moodle-reliz-5.jpg)
Всегда на связи
Виртуальная обучающая среда позволяет задавать любые интересующие вопросы, касаемо выполнения домашнего задания или организационных моментов, координаторам и преподавателям курса. Вся история сообщений сохраняется в системе и доступна студентам вплоть до окончания курса.
![Всегда на связи](/images/moodle-reliz-6.jpg)
Коллективные дискуссии
Общие и тематические форумы позволяют всем участникам курса совместно обсуждать профессиональные вопросы, интересоваться мнением коллег, обмениваться файлами. А предварительная настройка фильтров допустимого текста гарантирует, что общение будет происходить исключительно в рамках цензуры.
![Коллективные дискуссии](/images/moodle-reliz-7.jpg)
Дайджест событий
Не обязательно регулярно заходить в личный кабинет, чтобы быть в курсе всех событий. Несколько кликов мышкой и дайджест всех личных сообщений и ответов на форуме будет ежедневно приходить на вашу электронную почту одним письмом.
![Дайджест событий](/images/moodle-reliz-8.jpg)
Мультимедийность инструментов
Обучающие материалы могут быть представлены в виде PDF файлов, документов Word, презентаций PowerPoint, подкастов, видеозаписей, активных ссылок на сторонние ресурсы. Смешение форматов не даст студентам уснуть или заскучать.
![Мультимедийность инструментов](/images/moodle-reliz-9.jpg)
Проведение “живых” уроков
СДО позволяет проводить занятия в режиме реального времени. Интеграция с вебинарной платформой eTutorium обеспечивает максимальную вовлеченность студентов и знакомит преподавателя с реальными потребностями группы.
![Проведение живых уроков](/images/moodle-reliz-10.jpg)
Последовательность действий
Вы можете настроить систему таким образом, что переход к следующему блоку станет возможным только после выполнения определенных заданий или прохождения тестов. Обучающиеся получают промежуточный срез знаний и четкую карту с прорисованными пробелами в знаниях.
![Последовательность действий](/images/moodle-reliz-11.jpg)
Тесты с автоматическим оцениванием
Вы можете создавать тесты с различными типами вопросов, задав единичный, множественный или числовой вариант ответа. Все результаты подсчитываются системой автоматически. Общая статистика доступна не только для просмотра в личном кабинете, но и для скачивания.
![Тесты с автоматическим оцениванием](/images/moodle-reliz-12.jpg)
Рейтинг студентов
Виртуальный журнал помогает отслеживать динамику выполнения заданий и темп продвижения каждого участника учебного процесса. Рейтинг можно сделать общедоступным для поощрения отличников и мотивации отстающих.
![Рейтинг студентов](/images/moodle-reliz-13.jpg)
Гибкая система оценивания
Преподаватель может подобрать систему оценивания в зависимости от преследуемых целей. Ручная или автоматическая – выбор за вами. После проверки работы студент имеет возможность узнать свой общий балл и получить обратную связь.
![Гибкая система оценивания](/images/moodle-reliz-14.jpg)
Проверка на плагиат
Интеграция с сервисом Antiplagiat.ru экономит самое ценное – время. Работы студентов, загружаемые в систему, проверяются на плагиат, а преподаватель получает ссылку на отчет с подробной статистикой совпадений.
![Проверка на плагиат](/images/moodle-reliz-15.jpg)
Создаем реальный проект в виртуальном классе
В теории все звучит замечательно, но систематизировать информацию поможет только практика. Можно освоить СДО самостоятельно методом проб и ошибок. Либо разработать готовый к запуску онлайн-курс под наставничеством эксперта, а не сухих инструкций. Заинтересовались? Тогда программа повышения квалификации “LMS Moodle: практика создания и использования онлайн-курсов” просто обязана пополнить вашу профессиональную копилку.
На выходе каждый обучающийся:
- освоит интерактивные и мультимедийные возможности ресурсов LMS Moodle
- определит возможные варианты организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов
- овладеет навыками проектирования учебных целей и результатов обучения
- разработает структуру и содержание онлайн-курса с максимальным учетом возможностей СДО
- научится подбирать контент и создавать продуманные до малейших деталей сценарии ЭОР
Обучение будет проходить непосредственно в LMS Moodle, что позволит вам в буквальном смысле поменяться со студентами местами. Математика проста: месяц практических занятий, 9 вебинаров и один итоговый авторский проект дают в сумме навыки работы в СДО, умноженные на удостоверение установленного образца о повышении квалификации на 72 часа. Готовы попробовать себя в роли автора-разработчика?
![Ольга Корбан](/images/o_korban.png)
Автор: Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.