eTutorium

5 правил конструктивной обратной связи в электронном обучении

Невозможно прогрессировать в обучении, если у студента нет понимания, в правильном ли направлении он движется. Без конструктивного отклика и наставления, возможности совершенствоваться просто нет. И ваша задача, как тьютора — не просто оценивать, хвалить, критиковать, а подставить экспертно-дружеское плечо в виде своевременной, объективной и развернутой обратной связи.

В чем отличие конструктивной обратной связи от неконструктивной?

Обратная связь Выражение Результат
Неконструктивная “Все плохо. Эта работа никуда не годится. Все нужно переделать!” Разочарование, внутренняя обида, упрямство
Конструктивная “Это решение задачи неверно, потому что (…) Давайте попробуем сделать вот так и посмотрим, что получится” Полезные выводы и новые навыки

Почувствовали разницу?

Теперь давайте рассмотрим формы и методы обратной связи в обучении, а также разберем 5 работающих приемов, которые позволят наладить эту связь именно в электронном обучении, а также уделить студентам ту дозу внимания, которую они заслуживают.

1. Правильно или неправильно, всегда объясняйте — почему

Тесты с множественным выбором вариантов ответов — это, безусловно, эффективный инструмент проверки знаний, особенно в рамках онлайн-курсов. Но иногда даже самые старательные студенты не могут удержаться от соблазна нажать наугад, если они сомневаются в правильности ответа. Поэтому вы должны всегда обеспечивать развернутое объяснение, почему каждый ответ является правильным или неправильным. Да, на это у вас уйдет больше времени, но зато студенты, которым действительно важен ваш курс, смогут получить четкое представление об основных понятиях темы, прочно закрепить пройденный материал и обрести уверенность в своих знаниях.

Обратная связь в обучении

2. Поощряйте взаимную обратную связь от студентов

Более глубокому усвоению темы способствует техника “учиться друг у друга” — когда обратная связь исходит не только от преподавателя, но и от других слушателей курса. Создайте обсуждение в закрытой группе Вконтакте или в Facebook. Пусть это будет коммуникативная площадка, где студенты смогут загружать и оценивать работы друг друга, обмениваться мнениями и комментариями относительно прогресса своих коллег. Кстати, доказано, что сложные темы легче усвоить, когда их объясняет студент, который сам только что изучил этот материал. Задействуя этот прием, вам удастся превратить студентов из пассивных получателей знаний в активных, заставить их мыслить самостоятельно, научить работать в команде и грамотно отстаивать свои идеи.

3. Трансформируйте обучение в реальный опыт

Кейс-стади (обучение на практических примерах) — один из самых эффективных способов дать обратную связь в eLearning. Ваша задача — смоделировать реальную ситуацию, которая будет отражать конкретную практическую проблему или головную боль из жизни ваших студентов. Задача студентов — проанализировать ситуацию и выработать самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения решение поставленной задачи. Важно, чтобы при этом они задействовали те практические умения и навыки, которые были получены в рамках изучения курса. Например, если это тренинг по корпоративному обучению, сделайте так, чтобы сотрудники узнали себя в условиях, имитирующих их реальную рабочую среду, их реальные взаимодействия с коллегами или клиентами. И совместными усилиями найдите рабочие решения, которые они смогут применять в дальнейшей работе.

4. Задействуйте игровые стимулы

Геймификация всегда предполагает принятие обдуманного решения: как правильно, что нажимать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет умственную активность студентов. Набор очков, уровни, рейтинги, статусы, бейджи, достижение целей, квесты — все это очень мотивирует, активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Кстати, хорошая статья по этой теме:
Визуализация + геймификация на вебинаре

Придумайте веселую и интересную игру, где студенты смогут соперничать друг с другом, зарабатывать и терять очки в зависимости от прогресса, пройти квест, чтобы достичь цели. Разумеется, структура и динамика игры должна соответствовать контенту курса и помогать аудитории достичь целей обучения. Очень важно посредством обратной связи рассказывать студентам, на каком этапе они находятся, а также поощрять его движение вперед (например, простой фразой «Вы на верном пути!»). При этом обратную связь нужно использовать для корректировки поведения и действий студента, а не для передачи учебного контента.

5. Используйте мотивационный язык

Наконец, не стоит забывать, что язык — самый простой, но очень эффективный способ давать конструктивную обратную связь. Повышайте интерес слушателей курса, акцентировав внимание на победах, и не позволяйте им опускать руки, когда они терпят неудачу. Вместо того, чтобы сказать: "Это правильный ответ", говорите : "Молодец!", " Так держать!", "Отличная работа!", если студент на самом деле справился с заданием. А вместо отрицательного вердикта “Это не правильное решение” используйте фразы "Держись, в следующий раз получится!", "Я знаю, ты сможешь это сделать!", "Не сдавайся!" Слова имеют силу. Они не могут изменить реальность, но они могут изменить то, как люди воспринимают эту реальность. Положительная поддержка творит чудеса и правильный подбор слов может сделать вашу обратную связь действительно вдохновляющей и мотивирующей.

Формы и методы обратной связи в обучении

Если вы хотите усилить воздействие на мотивацию и вовлеченность студентов, комментируйте прогресс на пути их обучения. Делайте это конструктивно, используя приемы, о которых мы говорили ранее. И помните, такая обратная связь — это импульс развития активности студента. Нет обратной связи — не будет и прогресса в обучении.

И, по традиции, предлагаем посмотреть видео по теме:

P.S. Полную запись вебинара можно посмотреть по этой ссылке

А какие приемы используете вы, чтобы наладить обратную связь со слушателями? Поделитесь своим опытом в комментариях к данной статье.

Понравилась статья? Оставляйте в комментариях свои вопросы. Нам интересно Ваше мнение.

Оставляйте ваши комментарии, вопросы и предложения. Всегда будем рады на них ответить.

© eTutorium 2014- 2017 Все права защищены
s