За последнее время у меня в чатах в Телеграме (и не только) накопилось много сообщений про то… как использовать Телеграм для обучения. Я изучила этот вопрос, и сейчас у нас с коллегами есть проект в работе. Хочется поделиться с вами мыслями, как и зачем можно использовать этот мессенджер в обучении.
Какие плюсы есть у Telegram?
Легкий вход. Телеграм установлен у многих, а если нет — то это просто сделать: для регистрации подойдет любой удобный девайс. И приложения тоже, кстати, есть под разные операционные системы. При желании, можно пользоваться браузерной версией на ПК.
Доступность. Как правило, рабочие сайты (интранет) доступны не везде: регистрации, залогины, безопасность. А Телеграм можно легко открыть в любом месте, в любое время. Но не стоит забывать про информационную безопасность.
Безопасность. Кстати, о ней: создатели мессенджера утверждают, что взломать его невозможно. И кажется, пока это действительно никому не удавалось благодаря системе шифрования данных.
Вовлечение. Мессенджер не такой скучный, как почта: есть стикеры, эмодзи, смайлы. Можно сделать интерактив: опросы, ссылки, тесты.
Гибкость. Можно доработать под свои потребности, если вам не достаточно готовых решений, которых, по-моему, огромное количество.
Облачность. Почти вся информация хранится на облачных серверах, а не на вашем девайсе, что экономит память. И благодаря именно этой фиче синхронизация происходит мгновенно, то есть вы видите на компьютере и в телефоне всегда одну и ту же информацию в каналах, чатах и пр.
Цена. Ах, да. Он бесплатный и без рекламы. Точнее она есть, но пользователи пишут ее сами)
В чем особенности Telegram?
(Они есть, как и у любого инструмента)
Безопасность. Если используете Телеграм для внутренних нужд компании, важно учитывать внутренние требования политики безопасности, это все-таки общедоступный мессенджер.
Легкий вход. Но и легкий выход: пользователи могут замьютить чат или канал и просто не читать: так появляются “мертвые души” - люди, которые не принимают активного участия в переписке, просто подписаны, но не читают, не лайкают, не участвуют в опросах и т.д.
Ресурсы. Они нужны на разработку, публикацию контента и модерацию сообщества. Как раз для того, чтобы вовлекать всех участников и свести к минимуму количество “мертвых душ”.
Поиск. Не самый удобный: искать можно только по поисковому слову/фразе, и это осложняется еще линейным форматом подачи контента. Из-за этого искать что-то в канале не очень удобно, как будто это один длинный лонгрид. Решение: продумать навигацию еще до запуска (или в крайнем случае — на первых шагах): это могут быть хэштеги, набор ключевых фраз в посте.
Работа с контентом. Как сказано выше, канал или чат похож на 1 большой лонгрид, причем в фокусе всегда находится только то, что было недавно или актуально сейчас. Мало кто читает посты, до которых надо прокручивать ленту. А значит, посты недельной и более давности мало кто увидит. Линкуйте их с актуальным материалом (если применимо, конечно) с помощью ссылок.
Для каких задач?
- Когда информацию нужно быстро донести до пользователей, а пользователям — быстро ее применить. Когда срок жизни этой информации короткий: она применима здесь и сейчас, ну может, еще завтра. А вот через неделю ее увидят единицы.
- Когда с информацией надо что-то достаточно быстро сделать: то есть получил -> сделал -> информация не нужна (или она преобразуется). Например, прочитал статью или пост -> зарегистрировался на мероприятие, прошел тест, переслал другу и пр.
Что это может быть:
- Напоминания: получил — что-то сделал (назначил встречу, встал и пошел на лекцию). Уведомление о том, что вышла новая статья, книга, курс.
- Тесты и опросы: получил — решил.
- Изменения: если в работе нужно держать “руку на пульсе”, то с помощью Телеграм можно разослать быстрое своевременное оповещение — коротко и по делу.
- Микро-обучение: в свободное время (3-5 минут) пользователь может проходить курс или отвечать на вопросы бота, и остановиться в любой момент, не утратив прогресс. Например, https://t.me/thepirate_bot
- Воспоминание: это про кривую забывания. Через определенные интервалы времени можно отправлять выжимки, задания, кейсы, вопросы по уже изученному материалу.
Какие решения предлагает Telegram?
- Группа
- Супергруппа
- Канал
- Бот
- Секретный чат
- Личный чат
1. Группа — закрытый чат с количеством участников до 200 человек. Подойдет для общения группы людей с модерацией или без (когда задается тема и направление общения). В группах можно обмениваться мнениями, файлами, ссылками.
2. Супергруппы — то же самое, что и группа, но количество участников может достигать 5000 человек. Можно “запинивать” сообщения — прикреплять вверху чата (удобно там делать ссылку на правила группы или какую-то важную информацию), удалять сообщения сразу для всех участников. А если пользователи присоединились к группе не сразу, то у них есть возможность прочитать раннюю переписку.
3. Канал — микроблог. Нет ограничений по количеству подписчиков. Вещание в режиме монолога автор-аудитория. Но при этом можно вставлять опросы, голосования, лайки/дизлайки, ссылки и пр.
4. Бот (или чат-бот) — можно использовать готовые или писать (создавать) свои. Бот — это программа, а точнее набор команд или функций, с которыми может взаимодействовать пользователь. С помощью бота можно переводить тексты, создавать тесты и опросы, публиковать материал, даже делать пошаговое обучение и многое другое.
5. Секретный чат — переписка сохраняется только на устройствах собеседников. Можно удалять сообщения через определенные интервалы времени, при этом сообщения удаляются для всех участников чата.
6. Личный чат — возможность вести переписку с самим собой. Подходит для заметок, пересылки файлов, сохранения ссылок и постов из других чатов/каналов. Удобно, что есть синхронизация и доступ со всех устройств.
А какие мысли по применению есть у вас? Поделитесь, это очень интересно!
Автор: Виктория Болотина
Педагогический дизайнер, консультант по проектированию обучения
Канал в Телеграм
Сайт