Всем привет! Итак про #скрайбинг.
Долго думала, с чего начать, честно скажу. И знаете, я не буду рассказывать, что такое скрайбинг, что рисовать может каждый и талант художника не нужен и т.д. Про это много информации, и вы легко ее найдете в интернете (Посмотрите эту статью, если еще не читали).
Я расскажу о приемах скрайбинга и о том, как их можно применять при решении ежедневных задач.
Чем же хорош скрайбинг с точки зрения нагрузки на мозг?
Часть 1
В этом посте я говорила, что держать в голове много информации тяжело и затратно для мозга, т.к. в этот момент работает префронтальная кора - самая прожорливая часть мозга. Чтобы снизить нагрузку на нее, можно привлечь к обдумыванию другие менее прожорливые части - визуальный центр, например. Он появился раньше, и механизм его работы лучше оптимизирован в ходе эволюции: он тратит меньше энергии, когда работает.
То есть, когда вы зарисовываете свои мысли, вы:
- Освобождаете часть ментальной сцены, т.к. не держите в голове все эти кусочки информации - она у вас перед глазами!
- Эти ресурсы вы можете потратить на более сложные процессы: на поиск взаимосвязей между этими элементами, анализ и синтез.
- Решаете задачи чуть быстрее и легче, благодаря перераспределению ресурсов вашего мозга.
Кстати, это же работает и для ваших зрителей, если вы используете скрайбинг для объяснения своих мыслей, гипотез, сложных схем. Вы экономите ресурсы мозга ваших слушателей: ведь им тоже не надо держать в голове все кусочки информации, они их видят. А учитывая, что для ваших слушателей эта информация новая (в отличии от вас в данном случае), то снижение нагрузки на префронтальную кору будет еще бОльшим плюсом.
Очень удачно совпало, что у Елены Тихомировой вышла статья про обучение новому - прочитайте для полного погружения, рекомендую.
Обобщу:
- Скрайбинг помогает вам освободить место в краткосрочной памяти - так как у вас все перед глазами.
- У вас остается больше ресурсов на такие процессы, как анализ и синтез информации, с которой вы работаете.
- Вы экономите свои ресурсы.
- А еще ресурсы своих слушателей: вы не кидаете их в сложную схему сразу, а постепенно вместе с ними рисуете её, выстраиваете всю систему и логику.
И вот вам зарисовка на тему “когда хорошо применять скрайбинг”:
Часть 2
Чем скрайбинг хорош для ваших зрителей? Давайте рассмотрим:
1. История и общий бэкграунд.
Вам когда-нибудь приходилось разбираться в проекте, который сделал другой человек? В презентации, коде, тексте? Помните, как тяжело было понять, «откуда растут ноги», как все организовано, какая тут логика? У меня так каждый новый проект, каждый раз, когда читаю материал эксперта - потому, что это готовый продукт, со своей историей, поисками и решениями, пробами и провалами - но я всего этого не знаю. Я вижу только конечный продукт.
Так и с нашими слушателями: чаще всего мы презентуем уже готовый продукт, с которым мы уже прожили какое-то время, а наши слушатели впервые его видят. И им тяжело без этой истории, без проб, ошибок, поисков. Что делать?
Вы когда-нибудь видели ролики «История <чего-нибудь> за N минут»? (Если нет, то вот вам пример)
Не знаю, как насчет точности фактов, но наглядность и эпичность присутствуют)
Вы своим зрителям в ускоренном темпе за 5 минут рассказываете историю своего проекта (идеи, схемы): как все начиналось, как видоизменялось и к чему пришло. Благодаря этому ваша аудитория понимает, откуда возникли те или иные решения, как появились определенные взаимосвязи и пр.
То есть, они вместе с вами проживают историю вашего проекта и теперь у вас вместе более близкое понимание, как происходила эволюция проекта. То есть для них это уже не просто «результат-непонятно-откуда», а результат понятных последовательных решений.
Вот пример интерактивного скрайбинга, где вы увидите не просто, что батарейки вредно выбрасывать, но и почему.
2. Совместное созидание.
Но что, если вам надо не презентовать готовый проект, а сделать его вместе с участниками? У вас мозговой штурм, стратегическая сессия, просто встреча, где надо решить определенные вопросы.
Принцип тот же:
- Вы и ваша аудитория не держите в голове все, что «нагенерили»,
- Всегда можно «откатиться» на шаг назад, если зашли в тупик - все шаги зарисованы,
- Вовлечение аудитории: нам всегда интереснее видеть результат своих действий сейчас, а не в отложенной перспективе: в данном случае скрайбинг - это как раз один из видов этого результата.
3. Напоминалка.
Скрайбинг - как напоминалка о прошедших событиях. По сути, и в 1, и во 2 случае рисунок можно забрать с собой и использовать, как то, что позволит вам восстановить события встречи и нить обсуждения.
Но я выделила это отдельно потому, что скрайбинг может идти параллельно обсуждениям: например, когда вы скрайбите во время мероприятия выступления участников, результаты мозговых штурмов и групповых обсуждений. Как например, недавно было на встрече Digital learning.
Рисунок отражает только основные мысли, но этого уже вполне достаточно, чтобы через неделю, месяц, полгода восстановить в памяти цепочку событий и основные выводы. Эдакий take away для ваших участников.
А, ну еще всегда приятно смотреть, как другие работают
Часть 3
Как бы ни был скрайбинг хорош, везде есть свои ограничения. Как раз и поговорим сегодня про них!
- История и общий бэкграунд. У того, кто не был на мероприятии или встрече с вами, когда создавался скрайбинг, не появится этой истории. Скрайбинг будет просто "еще одним готовым продуктом", в который также надо вникать. А это не самый удобный вариант.
- То же и с совместным созиданием: для человека, который не участвовал, это будет уже готовым решением, а не результатом понятных шагов.
- С напоминалкой может и сработать, кстати. Но важно, чтобы человек, который не был на мероприятии, был хотя бы в курсе проблемы или обсуждаемой темы. Если же нет - то это будут, как бусины без нитки: разбегаться в стороны. А вот если у него есть необходимый бэкграунд, то есть шанс, что он сможет связать эти бусины воедино. Но я бы не делала на это ставку, честно говоря: мало кто захочет тратить на это свои ресурсы.
Что делать?
Вариантов не так много:
1. Не выбирать скрайбинг как основной инструмент. В том случае, когда часть заинтересованных лиц-участников встречи или мероприятия на этом мероприятии присутствовать не будут. А будут смотреть презентации после, читать отчеты и пр.
2. Сопровождать скрайбинг текстовыми пояснениями. На самой картинке, или просто отдельно текстом - не столь важно. Главное, чтобы было понятно, как элементы скрайб-рисунка связаны между собой, какая логика и почему выбраны именно эти решения.
Автор: Виктория Болотина
Педагогический дизайнер, консультант по проектированию обучения
Канал в Телеграм
Сайт