eTutorium

Виртуальная и дополненная реальность в электронном обучении: готовы к прайм-тайму?

В последнее время за виртуальной (virtual reality — VR) и дополненной реальностью (augmented reality — AR) тянется длинный шлейф из обсуждений и дискуссий. Действительно ли они оказывают революционное влияние на eLearning? Могут ли они на самом деле улучшить электронное обучение? Или же это всего-навсего очередной информационный шум?

Что еще более важно, может ли VR и AR на практике помочь обучающимся запоминать большие объемы информации, получать новые навыки, повышать их личную эффективность? А может это всего лишь еще два слова, которые в конечном итоге пополнят мусорную свалку модных в eLearning терминов, так и не оправдавших возложенных на них ожиданий?

И самое главное, готова ли виртуальная и дополненная реальность к прайм-тайму? Можем ли мы использовать эти технологии уже сейчас и создавать благодаря ним экономически эффективное и полезное электронное обучение?

Давайте разбираться!

VR и AR — разница в букве или содержании?

Во-первых, нам нужно понять, что такое виртуальная и дополненная реальность. В некотором роде, они основаны на одной и той же технологии, но существенно отличаются в реализации. Оба направления включают в себя элементы 3D и предназначены для того, чтобы дать зрителю ощущение погружения в воображаемый мир. И хотя на выходе они имеют много технологических различий, каждый из них требует применения устройства для визуализации образов. Что касается конечного пользователя, то все общие черты между VR и AR для него просто стираются.

VR по-прежнему требует, чтобы зритель носил так называемый «кирпич на лице», как любят говорить некоторые инженеры. Он создает полное погружение в сконструированную вселенную и основывается либо на реальном мире с элементами видео, либо на воображаемом, который больше похож на анимацию. Проблема с виртуальной реальностью заключается в том, что хотя инструмент сам по себе является очень мощным, не все зрители могут свыкнуться с идеей использования шлема с дисплеем. Впрочем, иногда технология приносит довольно ощутимые результаты. Именно поэтому вопрос заключается в следующем: будет ли ваше обучение эффективным в этой реальности?

В свою очередь, AR представляет собой систему доставки данных, которая расширяет действительность учащегося. Дополненная реальность требует наличия специальных очков или другого проекционного механизма. С одной стороны она легче, чем VR, так как не требует громоздкого оборудования, а с другой — гораздо сложнее. Достаточно вспомнить хотя бы неоправдавшую себя технологию Google Glass, которая помещает данные непосредственно перед лицом пользователя. Ее минус заключается в ограниченности отображаемых элементов, ведь на экране просто возникает привлекающее внимание оповещение о новом сообщении или электронном письме. Однако для того, чтобы прочитать и ответить на него, необходимо использовать уже другое устройство.

AR и VR являются неотъемлемой частью нашего будущего. Будут (и уже сейчас есть) темы, которые полностью подходят для электронного обучения. Опасность заключается в том, что не нужно смотреть ни на одну технологию как на панацею. Не стоит ожидать, что в ближайшее время они станут широко доступными при низком бюджете. В первую очередь, необходимо преодолеть множество ограничений для оборудования и проблем с программным обеспечением.

Практическое использование VR и AR в eLearning

Если невозможно реализовать технологию прямо сейчас, имеет ли смысл ее использовать вообще? Да, конечно! За последние двадцать лет в eLearning произошла настоящая технологическая революция. Достаточно просто вспомнить, как выглядела отрасль в 1997 году, чтобы понять, что мы прошли невероятный путь.

Действительно ли практично использовать виртуальную и дополненную реальность в электронном обучении в 2017 году? Да, если у вас большая учебная организация. Внедрение подобных технологий является довольно трудоемким процессом, требующим больших затрат энергии, материальных средств и человеческих ресурсов. Если же вам доступны все эти резервы, тогда есть смысл задуматься об использовании VR или AR в ваших обучающих курсах.

Как же на практике применять виртуальную и дополненную реальность? Во многих отношениях AR поражает воображение перспективами своего потенциального применения. Вот несколько примеров. Представьте себе человека, который занимается сборкой оборудования и при помощи дополненной реальности получает увеличенный обзор используемых деталей. Или биржевого трейдера, которому нужно одновременно разговаривать с кем-то и смотреть на данные, передаваемые на экран. Подумайте о том, как продавец общается с клиентом лицом к лицу, имея при этом полную информацию о продажах непосредственно перед глазами. Список можно продолжать до бесконечности.

VR — это совсем другая история, так как применить его на рабочем месте гораздо сложнее. Он позволяет полностью погружать обучаемого в необходимую среду, в этом его основное отличие от AR. Фактически, у них мало общего, за исключением того, что виртуальная реальность может включать дополнительную, хотя создание такого комплексного приложения потребует значительных усилий.

Какие инструменты необходимы для создания VR или AR?

В случае с виртуальной реальностью все просто. Вам нужна камера или камеры с обзором 360°. Также есть несколько штативов, которые вы можете использовать для установки целой группы видеокамер GoPro, охватывающих 360°. Nikon находится в процессе разработки единой камеры, которая совершала бы все действия самостоятельно. Редактировать подобное видео немного проще, так как для внесения изменений используется один поток, то есть нет необходимости синхронизировать видео с каждой камеры.

Для передачи объемного звучания нужно уже другое приложение. К примеру, Adobe Premiere Pro теперь может синхронизировать и редактировать видеозаписи подобного формата. Однако эта задача по прежнему требует значительного количества времени, особенно для рендеринга видео, чтобы его можно было воспроизводить на VR-устройстве. Звуковым программам также под силу подобные задачи, но для того, чтобы все выглядело правдоподобно, по-прежнему нужно много времени, ведь виртуальная реальность должна соответствовать своему названию.

Что касается дополненной реальности, то для ее создания требуется всего две вещи: отличный программист, способный объединять разные базы данных и переводить их в формат, доступный для выбранного устройства. В роли подобного гаджета может выступить телефон или планшет, но реальный AR появится только тогда, когда проекция будет осуществляться непосредственно на глаза пользователя.

Взгляд в будущее

В некотором роде будущее уже наступило. Устройство Google Glass только начало прокладывать путь, однако это всего лишь ранняя реализация того, на что способна дополненная реальность. Мы иногда говорим о VR и AR так, будто они изначально были готовы к внедрению в наши проекты уже завтра. Многочисленные проверки подтверждают, что бюджетный вариант подобных технологий будет доступен большинству пользователей в течение нескольких лет.

Тим Кук, генеральный директор Apple, официально заявляет, что возлагает большие надежды именно на дополненную, а не на виртуальную реальность. И он может быть прав. VR не станет платформой, используемой в основных приложениях, пока мы не избавимся от этой пластиковой маски, полностью закрывающей наши лица.

От автора

Потребовались годы для того, чтобы мобильные телефоны превратились в смартфоны. Еще два или три года понадобилось разработчикам и поставщикам программного обеспечения, чтобы выяснить, что они вписываются в стратегии обучения и мотивации персонала. Примерно через такой же отрезок времени мобильное обучение станет общепринятым каналом развития и совершенствования навыков. VR и AR пойдут по собственной эволюционной дуге. Потребуется всего несколько лет, чтобы эти технологии превратились для нас в обыденное явление.

Перевод статьи О. Корбан

Оригинал статьи: https://www.learningsolutionsmag.com/articles/2374/vr-and-ar-in-elearning-ready-for-prime-time

Оставляйте ваши комментарии, вопросы и предложения. Всегда будем рады на них ответить.

© eTutorium 2014- 2017 Все права защищены
s