Адаптивное обучение - технологии и модели

Terra incognita: открываем мир адаптивного обучения


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

Анекдотов об Иванове существует великое множество, однако после окончания обучения становится совсем не смешно. Ему не обязательно быть хулиганом, который подкладывает мышей в стол учителю, или зачинщиком драк. Иванов может быть прилежным учеником, примерно себя вести и даже получить золотую медаль. Но после окончания школы, он, с вероятностью в 99,9%, столкнется с жестокой реальностью — его теоретические знания ничего не стоят.

Ищем летающую рыбу и плавающего шимпанзе

Почти десятилетие мы только и делаем, что слушаем учителя и механически повторяем полученную от него информацию. Доходит до смешного: оценка зависит не от практических знаний и умений ученика, а от способности воспроизвести материал максимально близко к тексту. Заучил и забыл. В ВУЗе повторяется та же история, круг замыкается. Парадокс заключается в том, что учитель заполняет собой все пространство урока, не оставляя детям шанса проявить инициативу и творческие задатки. Традиционное обучение заведомо предлагает ученику пассивную роль второго плана, вынуждая педагога фактически работать за двоих.

Система статична. Программа формируется преподавателем до старта учебного года и проводится от заглавной буквы до последней точки. Материал не трансформируется в зависимости от общего уровня знаний класса. Дальше — больше. Некая Марья Петровна может преподавать по одному и тому же учебному плану годами. Нет, ну а что, ведь геометрические формулы и дата взятия Бастилии остаются прежними. Так же как и ком традиционных проблем, который грозится перерасти в лавину:

  • пренебрежение личностными особенностями обучающихся
  • ориентация на “золотую середину”, в ущерб ученикам с низким и высоким уровнем подготовки
  • установка на получение хорошей оценки, а не реальных знаний
  • бездеятельность ученика большую часть урока
  • акцент на заучивание материала, а не воспитание навыков самостоятельной работы
  • сверхнагрузка на педагога
  • тотальный контроль, нацеленный на стандартизацию мышления

Берем курс на адаптивную модель обучения

Система возражений работает на отлично. ТОП-оправдание: “В классе более 30 учеников. Невозможно за 45 минут урока уделить внимание каждому”. Можно было бы согласиться с этим утверждением и продолжать работать по старинке, если бы не технология адаптивного обучения.

Занятие может быть интересным, интерактивным и заточенным под индивидуальные особенности каждого обучаемого. Достаточно просто перенести фокус внимания с учителя на ученика. Адаптивная форма обучения делает акцент на формирование практических навыков и умений, а не на сухую теорию. По итогу каждый ученик использует свои способности по максимуму, а не подгоняется под среднеарифметический шаблон.

Меняется сама структура урока. Монолог преподавателя трансформируется в диалог и коллективную дискуссию, с получением многоканальной обратной связи.

  • Этап 1. Учитель дает новый материал, его объяснение занимает не более 10 минут. С целью формирования компетенций обучающиеся получают задание для проработки в классе. В процессе управления самостоятельной работой учеников, педагог параллельно проверяет домашние работы. Обсуждение выполненных адаптивных заданий происходит тет-а-тет между преподавателем и обучающимся. Такой сценарий исключает публичный разбор ошибок, снижает уровень стресса и страха перед критикой. При этом учитель получает возможность отслеживать индивидуальный прогресс каждого школьника и корректировать программу в зависимости от результатов.
  • Этап 2. Упражнения, над которыми велась работа в классе, проверяет не преподаватель, а сами обучающиеся. Они могут обменяться тетрадями (статическая группа из 2 человек со сменными ролями “учитель-ученик”), перевести контроль в формат дискуссии (динамическая микрогруппа с одним общим заданием) или взаимоконтроля (вариационная группа с разными заданиями и функцией взаимного обучения). Адаптивная технология экономит время учителя, прививает навыки анализа, логики и аргументации своей точки зрения, помогает обучающимся глубже вникнуть в материал. Задача педагога — привить умения рецензирования и взаимного оценивания.
  • Этап 3. Ученики работают в классе самостоятельно, уровень заданий зависит от индивидуальной подготовки каждого школьника. Материал дифференцируется по нарастающей — от легкого до более сложного. Строгие временные рамки не устанавливаются, то есть работа проходит в свободном темпе. Активное самообучение (чтение, поиск новой информации, решение задач) нацелено на выработку приемов исследовательской деятельности, самоконтроля и развитие творческого потенциала. По мере выполнения заданий учитель оценивает полученный результат и публично хвалит за достижения для повышения самооценки учеников.

Новая точка на карте системы обучения

Методы адаптивной технологии строятся на обязательной предварительной проверке знаний. Для трансформации материала под конкретного ученика, необходимо определить его изначальный уровень компетенций.

Подобный подход требует основательной проработки со стороны преподавателя, начиная с создания базового тестирования для выявления скрытых задатков обучающегося и заканчивая генерацией гибкой многоуровневой программы.

Ученик превращается из пассивного получателя знаний в мыслителя и деятеля. Трансформируется и роль педагога. Он становится наставником и организатором познавательного процесса, который прививает навыки:

  • самостоятельного поиска и анализа информации
  • креативности
  • работы в группе
  • критического и логического мышления
  • аргументированного оценивания
  • обоснования и отстаивания своей точки зрения
  • ведения дискуссии
  • самоконтроля
  • адекватного восприятия критики
  • принятия решений
  • нестандартного подхода к выполнению заданий

Плюсы очевидны. Казалось бы, осталось просто брать и применять. На деле же традиционная модель продолжает преобладать в школах, ВУЗах и даже в дистанционном обучении. Система сопротивляется всему чужеродному, поэтому ее нужно не ломать, а трансформировать. Курс задан, осталось только поймать попутный ветер и открыть на карте мира неизведанные земли адаптивного обучения. Готовы стать первопроходцем?

Ольга Корбан

Автор: Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.

Поделиться:

© eTutorium 2014-2024 Все права защищены