Вебинар происходит от двух слов «сеть» и «семинар». Другими словами, вебинар — это семинар, который проходит по сети интернет. Такие онлайн-семинары делятся на собственно вебинары, которые подразумевают двустороннее взаимодействие учеников и преподавателя, веб-конференции и веб-касты, где участие одностороннее: один читает лекции, остальные просто слушают и смотрят.
Как правило, на вебинаре коммуникации проходят по следующей схеме: лектор, находясь пред компьютером и использую микрофон и веб-камеру, общается с аудиторией. Также он может демонстрировать таблицы, графики, рисунки и презентации в цифровом формате. Участники слушают лекцию, общаются с лектором и между собой в текстовом чате. Помимо этого лектор отвечает на комментарии и вопросы в режиме онлайн. После завершения вебинара всем участникам рассылается запись урока.
У вебинаров, как и у обычных семинаров есть свои плюсы и минусы.
Плюсы вебинара
- Высокая степень интерактивности — слушатели вовлечены в процесс обучения, задают вопросы для пояснения непонятных моментов, на которые сразу же получают ответы. Отличный материал об эффективных способах вовлечения аудитории - Вебинар-магнит: визуализация + геймификация + интерактив
- В отличии от обычного семинара, слушатели вебинара по его окончании получают запись, которую позже можно использовать при закреплении материала. Это - явный плюс вебинара. Запись выдается даже тем, кто не успел к нему подключиться.
- Значительная экономия времени. Участникам и лектору не надо тратить время на дорогу к месту проведения семинара. Ко всему прочему они могут находиться в разных городах или даже странах. Присутствовать на вебинаре вы можете, находясь где удобно — на отдыхе, дома или в офисе.
- Экономия средств. Стоимость обучения на вебинаре намного ниже открытого семинара. Помимо этого нет необходимости тратиться на дорогу, питание и проживание. А затраты на организацию онлайн-семинара — минимальны и связаны с организацией рабочего места.
- Возможность соблюдения анонимности. Участники одного и того же вебинара могут не знать о личностях друг друга.
- Вебинар — это отличное средство для проведения онлайн-тренингов и решения маркетинговых задач. При презентации нового товара, марки или при начале ребрендинга эксперт может провести вебинар, на котором ответит на все вопросы, разъяснит важные аспекты, проведет опрос и получит живой отклик от клиентов. Хорошая статья на эту тему - Вебинар как новое средство продаж.
Минусы вебинара
- Как бы не старался лектор, но во время вебинара не достигается такая же эмоциональная связь, как во время живого общения. А это довольно важный аспект, от которого зависит эффективность обучения.
- Так как вебинар — это новый инструмент для проведения тренингов и конференций, многие лектора, привыкшие к работе с живой аудиторией, просто теряются перед монитором. В результате этого пропадает ритм и драйв выступления.
- Иногда случается, что участники и лектор находятся в разных часовых поясах. Если для лектора вебинар начинается в 14.00, то для некоторых участников может начинаться в 23.00, что не совсем удобно. Но все же удобнее, чем ехать на оффлайн семинар через 7 часовых поясов. Так что, этот недостаток вебинара очень относительный.
На сегодняшний день вебинары — это одно из наиболее прогрессивных и эффективных средств дистанционного обучения. Преимущества вебинара очевидны и их уже оценили люди, идущие в ногу со временем. Уже сегодня они прочно входят в нашу жизнь и совсем скоро станут неотъемлемой частью, как E-mail, Skype или ICQ. C каждым днем растет количество преподавателей и слушателей, знающих что такое вебинар и оценивших плюсы дистанционного онлайн-образования.
Автор: Елена Демищенко
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.