
А что если во время эфира пропадет интернет? Вдруг я не смогу ответить на вопрос слушателя? Или забуду текст, который репетировал как минимум 100500+ раз? Каждый опытный вебинарист когда-то был новичком, но глаза боятся, а руки делают. Они смогли преодолеть свои страхи перед выступлением, получится и у вас!

Ольга Оникиенко, заместитель руководителя Академии интернет-маркетинга WebPromoExperts
500+ онлайн-мероприятий назад я боялась, что скажу что-то не то и не смогу ответить на вопрос слушателя. Сейчас страха нет вообще. Наоборот, получаю неимоверное удовольствие от каждого выступления. Более того, онлайн-формат люблю даже больше, чем оффлайн.
Однажды я выступала на конференции. Прямой эфир длился весь день, поэтому высидеть на одном месте было очень сложно. Мне поцепили радио-микрофон и, пока шел очередной доклад, я могла выйти, чтобы размять ноги.
И вот прайм-тайм, идет второй доклад – в онлайне нас смотрят почти 2000 человек. Я встаю, подхожу к звукачам и жестами спрашиваю “погасили” ли они звук на микрофоне. Они показывают лайк, и я спокойно иду подышать воздухом.
До этого в чате была оживленная дискуссия, где какой-то неизвестный мега-эксперт решил высказаться, что спикеры мягко говоря плохие, потому что он что-то недопонял. Обвинения докладчиков были необоснованны и я его мнения не разделяла. Особенно с учетом того, что лектор был реально крутым и конференция бесплатная. Мы только стартовали, а он уже начал возмущаться по какой-то мелочи.
Поэтому я, убедившись, что микрофон выключен, захожу к ребятам в комнату подготовки и, не стесняясь в выражениях, высказываю свое персональное мнение по поводу таких комментаторов. Так же громко говорю о том, куда бы им можно было себя деть, вместо того, чтобы смотреть эфир и некорректно отзываться об экспертах рынка, которые долго и тщательно готовились к выступлению.
И тут я наблюдаю, как мой конференс-менеджер бледнеет и говорит, что микрофон не выключили и меня слышно всем участникам… Можете представить, какого цвета я стала и как страшно мне потом было выходить в эфир.
Но ничего, в чате больше никто не ругался и докладчикам свое “фэ” не высказывал. Я же просто радовалась, что не пошла в уборную в эти злосчастные 5 минут, тогда конфуза было бы еще больше!
Ну а всем начинающим вебинаристам советую репетировать, репетировать и еще раз репетировать. Держите под рукой шпаргалку и часы, а также обязательно тестируйте заранее связь и звук.

Алена Некрасова, руководитель eTutor Academy
Мне повезло, что на момент проведения первого вебинара меня уже знали как модератора всех мероприятий eTutorium, поэтому аудитория была более чем лояльна.
Самый большой страх – быть некомпетентной. Даже сейчас, когда в моей копилке 30+ проведенных и 200+ онлайн-мероприятий, на которых я выступала в роли модератора. Всегда кажется, что опыта недостаточно, чтобы делиться им, учить. Побороть, к сожалению, пока не удалось, поэтому просто живу с этим.
В роли модератора сначала очень боялась неправильно назвать имя спикера или забыть компанию. Сейчас волнение присутствует, но нет панического страха “ааа, не знаю, что сказать”. Как показывает опыт, в любой ситуации, будь то обрыв связи у спикера или внезапное появление ребенка в прямом эфире, очень выручает юмор.
Одна из первых конференций, где я была модератором, стала ярким тому примером. За несколько минут до начала мы поняли, что фоновое освещение тусклое, и решили добавить света при помощи настольной лампы. Его оказалось мало, а других приборов в наличии не оказалось.
Чтобы освежить фон, было принято решение взять лампу дневного света... из аквариума. Сказано – сделано! И вот неустойчивая конструкция из стула, коробки и светящейся крышки аквариума готова.
И вот я стартую конференцию и боковым зрением вижу, как коробки начинают медленно сползать. Стараясь не двигаться, я удерживаю конструкцию ногой и продолжаю рассказывать о регламенте мероприятия. Моя неестественная поза была замечена коллегами, которые прибежали ко мне на помощь и тихонечко поставили коробки на место.
Все хорошо, я продолжаю вещать и вдруг вся конструкция с жутким грохотом разваливается и падает на пол. Тут я уже не смогла сдержать хохот. Хорошо, что аудитория была дружелюбная и с пониманием отнеслись к инциденту. После этого у нас появилась прекрасная лампа дневного света, так что все к лучшему!
А для начинающих вебинаристов у меня есть 3 совета:
- Лучшая импровизация – заготовленная импровизация. Постарайтесь заранее придумать, чем заполнить паузы. И обязательно составьте план Б на случай, если что-то пойдет не так.
- На первых порах прописывайте себе текст от “Здравствуйте” до “Встретимся в следующем эфире”. Так вы более точно рассчитаете тайминг, а бумажка со сценарием, лежащая рядом, будет успокаивать, даже если вы ни разу в нее не заглянете.
- Если чувствуете себя неуютно перед камерой, поставьте рядом фото близкого человека / положите мягкую игрушку и рассказывайте ей.

Михаил Тустов, собственник и хулиган TTG team
Перед первым вебинаром волновался в основном из-за отсутствия визуального контакта с аудиторией. Но вы же знаете, чего мы боимся, то с нами и происходит. Было такое, что я говорил минут 15 в пустоту: связь пропала, а я даже не заметил. Пришлось всё повторять.
Но ничего, зато 17 вебинаров спустя мне есть что вспомнить и посоветовать:
- Практикуйтесь в оффлайне, снимайте все на камеру и работайте над ошибками
- Раз в неделю делайте прямой эфир в Facebook на любую тему
- Постоянно ищите возможности улучшить подачу материала
- Пройдите курс ораторского мастерства
- Читайте вслух 5 минут в день
- Не забывайте кайфовать от ошибок и смеяться над ними

Наталья Кузнецова, эксперт Digital Learning
На моем счету десятки онлайн-курсов в смешанном формате и несколько тысяч вебинаров. Но я по-прежнему боюсь, что по ту сторону экрана специалисты-практики, а я говорю о нормах права с позиции теории. Как они к этому отнесутся? Поэтому считаю, что важно задавать вопросы и вовлекать участников в диалог.
Каждое мероприятие новое по-своему. Но опыт, методические приемы и техники, владение инструментами виртуального класса и цифровой среды, увлеченность предметом и желание поделиться с другими помогают всегда. Даже когда приходится работать параллельно в двух виртуальных классах, так как первый начал ломаться. Поэтому обязательно должен быть запасной вариант на случай, если сработают риски.
Важно всегда тщательно готовиться. Пишите поминутный сценарный план с действиями ведущего и участников. Придумывайте метафоры, истории и вовлекающие активности. А главное – вебинарьте много, часто и по-разному.

Антон Савочка, Telegram-тренер
Изначально все мои страхи были связаны с техникой. Я проводил свои первые вебинары для коллег из Италии, Британии и ЮАР. Переживал, что они меня просто не услышат. Но все обычно проходило нормально.
Чувство страха позволяет мне собраться и быть более заряженным во время вебинара. После нескольких десятков онлайн-мероприятий считаю, что эта эмоция помогает в работе, а не мешает.
Для меня самым большим факапом остается моя речь. Когда пересматриваю свои выступления, то каждый раз слышу слова паразиты из серии “Ээээ”, “Нууу” или “Вот”. В такие моменты стыдно за себя. Но это хорошая мотивация сделать следующий вебинар еще лучше!

Мария Губина, руководитель тренинг-центра “Маркетинг с азов”
Раньше я почему-то думала, что вебинар с участниками – это страшно. Видеоуроки записывать легче, никто же не смотрит. В 2016 году я придумала маленький курс из крошечных уроков по саморедактуре для проекта “Мама-райтер”. Они были короткими, поэтому решила сделать запись.
Села писать и… обнаружила, что получается настоящий кошмар! Лицо кирпичом, голос силиконовый. Я выглядела как робот, который при этом ещё и постоянно отвлекается, теряя мысль. Оказалось, что зал (даже электронный) меня стимулирует, “собирает”, включает энергию и харизму.
Что было делать? Курс я уже анонсировала. Предложила читателям Facebook и рассылки поучаствовать в записи: мы собрались онлайн в вебинарной комнате, я рассказывала нужный материал, потом делали паузу на вопросы, которые в готовый урок уже не попадали.
Курс упаковали, а неумение создавать ролики без зала осталось со мной. Апогеем стал случай, когда я, как приглашенный спикер, записывала видеоприглашение на конференцию. О ужас, я сделала 18 дублей! В итоге всё равно не могла спокойно на себя смотреть.
Сейчас я каждую неделю записываю маленькое видео для группы “Вконтакте” в рамках серии “Ответы на вопросы по четвергам”. Если честно, я их для того и придумала, чтобы прокачать навык общения с камерой. И знаете, это работает!
Первые ролики снимала с нескольких дублей, так как боялась забыть, что говорить. Выглядела по-прежнему силиконово и переживала по поводу неудачного ракурса, когда на видео внезапно вырастает толстый нос или щеки.
Но регулярность – великая сила. Сейчас я пишу видео с одного дубля. Сценарий подробно не продумываю, а разговариваю так, как общалась бы с каким-то конкретным собеседником. Мне кажется, что стало выходить более естественно, особенно после того, как перестала переживать из-за неудачного ракурса или появления в кадре моего любознательного кота.
А как вы справляетесь с eLearning страхами? Делитесь своими лайфхаками в комментариях и давайте бояться вместе ;)

Автор: Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.
Также рекомендуем:
- Вебинарная платформа или YouTube?
- Форматы онлайн-обучения: как подобрать правильную форму для лучшего результата
- Как эффективно использовать вебинары в онлайн-курсах
- eLearning дайджест: о структурировании контента, репутации онлайн-школы и VR-технологиях
- Педагогический дизайн и проектирование: принципы, задачи, модели