eTutorium

Как перейти от тренингов к вебинарам: вводный инструктаж. Часть 1.

Вебинар - это дистанционный формат тренинга, организованный с помощью информационных технологий. И в этой статье мы рассмотрим некоторые из его особенностей, а именно:

Проводится вебинар на специализированной платформе, оснащенной необходимым функционалом: трансляция видео, показ слайдов презентации, демонстрация рабочего стола ведущего, доска для совместной работы, опросы, тестирование, чат и др. Реализовать данный формат можно и с помощью Skype, но в этом случае аудитория участников будет совсем небольшая, презентацию и материалы потребуется отправлять заранее, а тестирование проводить на другом ресурсе. Тем не менее, в качестве тест-драйва такой вариант вполне подойдет. Полезная статья на эту тему - Как провести вебинар в Скайпе: пособие для “чайников”

Допустим, вы никогда прежде не принимали участие в вебинаре и хотите понять, что это такое. Представьте себе тренинг, в котором тренер и участники находятся не в аудитории, а за своими компьютерами (планшетами, смартфонами). В принципе, ничего не мешает участникам смотреть вебинар и за одним устройством, если занятие не предусматривает оценочных или индивидуальных заданий, что тоже возможно. Это и будет вебинар, когда в течение 1-2 часов тренер проводит онлайн-занятие для группы участников.

Во время обучения в формате вебинара тренер может:

  • рассказывать лекцию, подкрепляя ее слайдами презентации или жестами с помощью видеотрансляции;
  • взаимодействовать с участниками с помощью чата и доски для совместной работы;
  • создавать опросы и проводить оценку знаний с помощью тестов;
  • демонстрировать рабочий стол (например, для пояснения работы некой программы);
  • подключать к проведению вебинара других тренеров или экспертов в конкретном вопросе (позволить выступить в прямом эфире с помощью видео- и аудио-инструментов, загрузить свои материалы в виде файлов или презентаций, провести опросы и т.д);
  • давать ссылки на сторонние ресурсы, где участникам нужно выполнить определенное задание и отметить его выполнение в общем документе (как вариант учебного квеста).

Участники вебинара в свою очередь имеют возможность:

  • слушать лекцию, видеть презентацию и демонстрацию рабочего стола ведущего;
  • задавать вопросы в групповом чате или индивидуально, как спикеру, так и коллегам в группе;
  • участвовать в групповых заданиях на интерактивной доске;
  • участвовать в опросах, проходить оценочные тесты и выполнять индивидуальные задания.

У вебинаров как инструмента, с помощью которого можно организовать дистанционное обучение, есть две формы применения:

  1. Онлайн-участие
  2. Просмотр записей

Не стоит недооценивать вторую форму. Во-первых, она позволяет экономить время тренера на проведении вебинаров на одну и ту же тему, а, во-вторых, сформировать базу знаний компании. При этом, важно учитывать практическую составляющую такого мероприятия. Если вы планируете использовать записи, то нужно предусмотреть, как участники, которые не присутствовали в онлайне, смогут получить доступ к практическим заданиям, обратную связь или возможность задать вопрос тренеру.

Минусы вебинаров

Поговорим о проблемных зонах вебинаров, которые зачастую формируют некорректное восприятие данного инструмента:

  1. Неопытность спикера или непонимание особенностей проведения обучения в формате вебинара, что особенно отражается на стиле преподавания и учебных раздаточных материалах. Бывают случаи, когда спикер просто вещает однообразным текстом 2-х часовую лекцию без презентации либо с переполненными неудобными для восприятия слайдами.
  2. Технические сложности при проведении вебинаров: плохое качество звука/видео, нестабильная работа веб-комнаты, невозможность подключиться к мероприятию, задать вопрос службе поддержки и получить оперативный ответ, перегрузка корпоративных сетей и так далее.
  3. Знакомство с вебинарами начинается с просмотра некачественных записей. Например, когда сложно разобрать речь спикера, не получается увидеть демонстрацию рабочего стола, не хватает необходимых настроек браузера типа flash player и т.д.
  4. Отсутствие практики и интерактива во время проведения обучения в веб-комнате. Представьте, что вы участвуете в вебинаре на такую сложную тему как “Настройка цифрового фотоаппарата для съемки в ручном режиме”, и у вас нет возможности задать вопрос, получить ответ и отработать этот навыка на практике.
  5. Быстрое внедрение вебинаров как обязательного элемента программы обучения сотрудников без соответствующих инструкций и PR поддержки. Это, несомненно, вызывает сопротивление. Множество случаев, когда компании пытаются внедрить вебинары, но это оказывается неудачным опытом. А все потому что тренеры не понимают, как проводить обучение в веб-комнате, а участники отказываются посещать подобные мероприятия либо имеют проблемы с подключением или наличием необходимого оборудования типа наушников или гарнитуры.

Обратите внимание на вышеописанные ситуации. Именно они могли стать причиной вашего непонимания эффективности вебинаров. Возможно, какой-либо из этих случаев мешает топ-менеджеру компании согласовать проект внедрения данного e-learning инструмента.

Когда возникает негативное отношение к вебинарам, следует прояснить его причину и еще раз вернуться к основным преимуществам и правильному поэтапному освоению обучения в веб-формате. Важно также понимать, для каких тем подходит вебинар, какой функционал необходим для организации взаимодействия тренера и учеников, какое сопровождение требуется участникам после проведения обучения в дистанционном формате. Об этом мы поговорим в следующем посте.

Марина Литвинова

Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club

Оставляйте ваши комментарии, вопросы и предложения. Всегда будем рады на них ответить.

© eTutorium 2014- 2017 Все права защищены
s