Идеи достоверных историй для сторителлинга

Достоверный сторителлинг: идеи, которые вдохновят вас на новые истории


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

ОТ АВТОРА

Помню, как на этапе подготовки к выступлению на ELForum 2017 в Киеве, я прошерстила N-ое количество источников в поиске неожиданной, свежей и ценной информации про сторителлинг. Искала вдохновение не только в педагогическом дизайне, но и в смежных областях — маркетинге, журналистике, сценаристике и нарративном дизайне. Материала получилось много, и понятно, что значительная часть идей не поместилась в выступление и осталась за кадром. Это не давало мне покоя. И я решила “упаковать” их в серию постфорумовских статей.

Хочу предупредить, что в статье не будет базовых идей, связанных со сторителлингом в электронных курсах. Зачем писать о чем-то, если об этом уже написано? Я предлагаю отойти от того, что предлагает google по запросу “сторителлинг в elearning”, и поговорить о более продвинутых вещах!

Вспомним прошлое. Время, когда электронные курсы представляли собой длинные сложные тексты, дополненные тестами и, в лучшем случае, картинками. Тогда любой курс с персонажем и историей вызывал “вау-эффект”. А что сейчас? Каждый второй курс построен на истории, и проблема в том, что слушатель может начать догадываться о том, что с ним пытаются заигрывать, что ему пытаются продать, что не все истории хороши. Многие истории рискуют превратиться в информационный шум: сегодня я открываю курс — там Ольга, завтра новый курс — там уже Тимур, а послезавтра еще один курс — и там Василий. И когда персонажи и их истории не наполнены уникальной начинкой, то они быстро утомляют слушателя и легко забываются. Если мы хотим использовать действительно сильный и трансформирующий сторителлинг, необходимо начать работу над улучшением историй в курсах.

В своих курсах я активно использую истории. И, на мой взгляд, они не идеальны. Поэтому для меня также остается важным вопрос: как сделать, чтобы история “цепляла”, вела и оставляла впечатление. Поделюсь своими идеями, которые однозначно повлияют на истории моих будущих курсов. И надеюсь, окажутся ценными и для ваших.

Насколько истории в курсе хочется верить?

А обязательно, чтобы слушатели верили нашей истории? Разве недостаточно того, что история создает увлекательный (или, как минимум, нескучный) мир, населенный персонажами, с которыми что-нибудь периодически случается, и с которыми можно взаимодействовать?

Ключевой момент. У электронного обучения, в отличие, например, от компьютерных игр, есть четкая задача — слушатели должны вынести в реальную жизнь то, что они изучают и практикуют в ходе курса. Достижение этой цели — показатель эффективности обучения. А значит, история, через которую мы транслируем основную идею курса, должна вызывать доверие и ощущение реалистичности.

Во-первых, нужно смириться с тем, что слушатель способен отличить фальшивую историю от искренней. Вы же можете? Ведь случалось так, что вы читаете отзыв в соцсети или на сайте компании и вдруг понимаете, что он “заказной”. Мы не всегда можем описать, как мы это делаем, но если история была придумана с учебной целью, а не прожита, или хотя бы не осмыслена, мы распознаем это. Поверят ли слушатели курса в историю о том, как Татьяна по алгоритму выясняла потребности клиента, и продажи у нее выросли в 2 раза? А вы бы поверили?

В чем основная сложность?

Глянцевые истории не вызывают доверия

Не умел — научился — все стало хорошо. Делал неправильно — были проблемы — появился наставник — стал следовать советам — проблемы разрешились. В реальной жизни не бывает все гладко и просто. Есть подводные камни, есть срывы к предыдущему образу действий, есть окружение, которое делает по-другому (если бы окружающие люди все делали правильно, обучение бы не понадобилось, так ведь?). Есть много препятствий, с которыми сталкивается человек, пытающийся изменить свое поведение, даже если речь идет о каком-то несложном действии, например, начать улыбаться клиенту.

Проверочный вопрос: история в вашем курсе представляет только одну сторону вопроса — все происходит гладко?

Настоящая история — это способ автора осмыслить мир, “рассказать, чтобы поделиться” (не вовлечь, не призвать, не изменить!). В ней есть и неровности, и сомнения. Как только история создается с целью перевоспитать, показать, научить, это сразу чувствуется. Назидательность в историях, которая в курсах может быть вписана в реплики наставника по отношению к новичку или “правильного сотрудника” по отношению к “неудачнику”, часто вызывает всего лишь сопротивление. Глянцевые правильные персонажи оказываются плоскими и неинтересными. Только когда мы создаем для персонажей различные препятствия, становится понятно, насколько они хороши и реальны.

Идеальный вариант - найти реальную историю, а не выдумывать.

ЧЕсть ли в компании люди, которые уже делают так, как вы хотите? Замечательно, если до этого они делали как-то по-другому. Можно сравнить оба варианта и обсудить процесс перехода к новым действиям. Можете подготовить видеоинтервью с этими людьми? Если нет, то подойдет и фото с текстом, тем более, что размещение видео все еще остается сложностью для многих корпоративных систем обучения.

Задача — транслировать ключевую идею курса, не подтасовывая факты.

Что повышает уровень доверия к таким историям?

  • имя и фамилия человека;
  • цифры (например, уровень дохода до и после);
  • обычное любительское портретное фото (не студийное, без фотошопа);
  • репортажное фото, показывающее человека “в поле” (например, в процессе обслуживания клиента в торговом зале);
  • выводы, сделанные от лица героя, в формате цитаты.

Вариант правдоподобной истории — это кейс

Мы привыкли к тому, что кейс — это описание ситуации (зачастую проблемной), предпринятые действия (человеком или компанией) и результаты. Сложность с учебной ценностью кейса в том, что он описывает частный случай, который может быть и не применим к другим ситуациям. Важно понимать и учитывать в структуре кейса, что это не готовый чек-лист, не идеальный пошаговый алгоритм. Задача кейса — натолкнуть слушателя на идеи и инсайты. Если это просто история со счастливым концом, она работать не будет. Важно создать не просто описание готового решения, а описание поиска решений (способы и инструменты, которые не сработали или были отвергнуты по конкретным причинам).

МОДЕЛЬ КЕЙСА

Кризис — описание ухудшающейся ситуации

Проблема — поворотный момент, когда на кризис уже невозможно закрывать глаза

Варианты действий + что было сделано

Готовые результаты

Извлеченный опыт

Итогом сильной истории-кейса должна быть идея, которая может быть выражена одной простой мыслью. В международных проектах, в которых я раньше работала, часто используется термин “lesson learned”. Урок, который был усвоен из случившегося опыта. Урок из кейса не должен претендовать на статус общечеловеческой морали или глубокой истины, иначе это снова вызовет недоверие и сопротивление. Не нужно навязывать. Это даст гораздо больше шансов на интерес и вовлечение со стороны слушателя. Если кейс описывает опыт человека, то урок может выражаться цитатой “Я понял, что…”

Если у вас нет реальной истории, вы все равно можете ее прожить

Движущая сила историй — эмоции. Сопереживание главному герою, противостояние антагонисту, любопытство... Сложность с историями в электронных курсах начинается тогда, когда мы пытаемся вызвать у слушателя эмоции, которые сами не испытываем. Попробуйте представить, как в реальности может развиваться описываемая ситуация, какие эмоции могут возникать у главного героя и других персонажей. Будет это страх, грусть или разочарование? Какие ситуации могут вызвать воодушевление, интерес, гордость?

История, даже если это не художественная история, а бизнес-кейс про работу с интернет-банкингом, берется изнутри. Из ваших принципов, из того, во что вы верите, из того, что вы узнали, из того, что вы переживаете. Отделите себя от истории — и вашу историю будет скучно читать. Поставьте себя на позицию героя, погрузитесь в это, переживите – и история обретет эмоции.

Еще 5 идей по повышению доверия к историям

  1. Говорите все, как есть. Иначе вам не будет веры

Этот принцип работает и в рекламе. Яркий пример — история Джона Пауэрса, которого называют первым честным рекламщиком. Когда все бесстыдно приукрашивали товар, он честно писал: “Да, товар средний. Но дешевый!” И люди скупали все, потому что устали от обмана. Использование предложенного в курсе алгоритма не даст 100% гарантий успеха, подойдет не для всех ситуаций или может вызвать чье-то недовольство? Можно умолчать об этом, а можно встроить эту неопределенность в историю, когда персонаж истории сталкивается с подобными ситуациями и вынужден принимать решения.

  1. Используйте не только истории успеха, но и истории неудач

Красивая история “успешного успеха” рискует пройти мимо многих людей, которые в данный момент переживают не лучшие периоды в работе и в жизни. Эта история их не вдохновит. А история поражения, напротив, привлечет внимание своей неглянцевостью и будет воспринята как история про “такого же человека, как вы”. Главное — рассказывать ее с позиции извлеченных уроков.

  1. “Вы уже классные”

Позиция “Вы уже классные, а еще вы можете начать делать вот это, и будет совсем замечательно” сработает лучше, чем “У вас будут проблемы, пока вы не выучите этот материал”. Люди хотят, чтобы их воодушевляли, и сразу чувствуют, когда им что-то “впаривают”, манипулируя тревогами.

  1. Людям интересны люди

Мы способны испытывать сопереживание только к людям. Да, мы сочувствуем животным, растениям или даже технике. Но для этого мы их “очеловечиваем”, наделяем человеческими чувствами и образами мыслей. В контексте электронных курсов это не только о том, что персонаж должен быть человеком или хотя бы наделенным человеческими чертами, но и о том, что в нем должен угадываться живой реальный человек с его несовершенством и “шероховатостями”.

  1. Добавьте конкретику и визуальные детали

Ваша задача — запустить картинку в голове у слушателя. Даже если курс хорошо проиллюстрирован, в картинку нужно вдохнуть жизнь и реальные подробности. Достаточно небольшого количества слов, например, дать одну, но конкретную характерную “говорящую” деталь. Представьте, что у главного героя дома живет кот, которого он подобрал еще котенком зимой на улице — как это характеризует героя? А если отбил кота у дворовых собак? Второй вариант — включать в историю имена, фамилии, даты, факты, создавая впечатление документальной истории. В кейсах с этой целью хорошо сработают реальные фотографии.

Продолжение следует…

Светлана  Пономаренко

Автор: Светлана Пономаренко
Руководитель Студии e-Learning

Что читать и смотреть по теме?

Поделиться:

© eTutorium 2014-2024 Все права защищены