Система дистанционного обучения - это нечто большее, чем совокупность программ курсов, тестов и пользователей. СДО в своих задачах выросла до LMS/TMS. А согласно прогнозам компании Deloitte, можно сделать вывод, что уже в 2018 году она превратится в платформу для обмена опытом.
Очевидно, что управление онлайн-обучением - это не просто наполнение электронной библиотеки контентом, контроль сдачи тестов и подготовка расписания вебинаров. Но готовы ли мы к чему-то более масштабному? На своем профессиональном пути я встречала много мыслей, идей и мнений о том, что электронное обучение оказывается не таким, каким его представляют до начала использования.
Главной предпосылкой для перевода обучения в онлайн-формат является экономия на тренинговых затратах. Что особенно актуально для компаний с развитой филиальной сетью и большим потоком новичков. Еще один мотиватор - быстрое информирование и обучение сотрудников новым продуктам и услугам, которое обеспечивается за счет удаленного доступа к учебному контенту.
Как вариант, можно задействовать бесплатную платформу Moodle, подключить своих ИТ-специалистов и открыть доступ к учебному порталу для всех сотрудников. Тренинговые материалы упаковать в курсы, разработать тесты и проводить регулярный срез знаний. Такое решение будет самым экономически выгодным.
Но даже если компания купит/арендует платформу для организации онлайн-обучения, то к такому решению она придет после сравнения затрат на тренеров, командировочные расходы, конференц-сервис в противовес аренде или установке онлайн-платформы и зарплате универсальному e-learning специалисту, о котором уже сказано выше.
И только в процессе использования LMS и активного применения инструментов онлайн-обучения начинают проявляться детали, которые касаются одновременно и дополнительных затрат ресурсов, и дополнительных возможностей:
- электронный контент нужно не только создавать, но и регулярно обновлять, организуя единую актуальную базу знаний компаний;
- некоторым темам нельзя обучать в электронном формате, поэтому нужно сохранить часть очных тренингов;
- с помощью функционала LMS можно планировать очные мероприятия и организовывать до и после-тренинговое сопровождение с помощью курсов, тестов, форумов, ссылок, рассылок, уведомлений, выстраивая программы смешанного обучения;
- LMS можно использовать как платформу для совместных проектов, дискуссий, обсуждений, мозговых штурмов, сбора обратной связи;
- LMS может стать не только единой точкой для получения знаний, но и системой для подбора и оценки сотрудников, выявления талантов, организаци программ преемственности и работы с кадровым резервом.
Вопрос только в том, что для всех этих целей нужны ресурсы: человеческие, которые мы рассмотрели выше, IТ-ресурсы и финансовые затраты.
IТ-ресурсы, необходимые для внедрения e-learning:
- стандартизированное рабочее место и/или организация мобильного доступа с учетом использования различных устройств;
- каналы связи, соответствующие потребностям системы обучения (для нормального функционирования LMS, проведения вебинаров, быстрой обратной связи, удобной работы в форумах, wiki и других инструментах для совместной работы);
- достаточный по мощности сервер LMS и место для хранения данных (контент, в т.ч. видео, результаты обучения, бекапы).
Денежные ресурсы, необходимые для внедрения e-learning:
- зарплата участников команды, которых рассмотрели в статье Как выбрать ответственных за внедрение eLearning;
- покупка/аренда платформы с возможным последующим расширением функционала или интеграцией с ПК компании;
- покупка готового электронного контента или затраты на его разработку у профессионалов;
- затраты на ИТ-ресурсы, связанные с покупкой серверных мощностей, обеспечением каналов связи и стандартизацией рабочего места пользователя или настройкой точки доступа к мобильному учебному порталу;
- бюджет на дальнейшее развитие, доработки, обновления,
- затраты на мотивацию участников проекта (например, “пряники” для экспертов-создателей курсов, совмещающих обучение и бизнес-задачи, поощрения лучших в обучении сотрудников).
Доработка бесплатных решений своими силами влечет за собой затраты на оплату работы ИТ-специалиста на этапе внедрения и дальнейшего развития. Облачные решения, которые помогут сэкономить на серверных решениях, могут повлечь затраты, связанные с защитой данных. Везде есть свои нюансы. Это также нужно учитывать.
Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club
Вас также могут заинтересовать следующие статьи:
- Мифы и предубеждения про eLearning: что нужно внедрять сегодня, а о чем стоит забыть
- Команда или “универсальный солдат”: как выбрать ответственных за внедрение eLearning?
- Как оценить эффективность учебных мероприятий?
- Как продать контент корпоративному сотруднику
- Системный подход к контент-маркетингу в образовательном проекте