За моими плечами 10-летний опыт работы в сфере eLearning. Из них 5 лет я посвятила себя корпоративному онлайн-обучению, после чего углубилась в сферу профессиональных сообществ, консультирования и анализа рынка. Будучи специалистом по дистанционному обучению и менеджером eLearning проекта в 2-х банках, я не раз сталкивалась с предубеждениями и мифами насчёт своей профессии. Пришла пора их развеять!
Мифы, связанные с внедрением онлайн-обучения:
- eLearning сложно внедрить, поддерживать и оценивать;
- eLearning — это пассивное обучение в сравнении с очным тренингом;
- eLearning исключает возможность взаимодействия с преподавателем.
На самом деле, эти мифы становятся реальными только в случае непонимания особенностей онлайн-формата.
Обилие инструментов для организации дистанционного обучения и повсеместное культивирование eLearning-трендов часто приводят к спонтанному внедрению онлайн формата. Результатом такой спешки действительно становятся проблемы с настройкой системы, непредвиденные расходы и неграмотное использование функционала LMS или вебинарной платформы.
eLearning проект обречен на успешное внедрение и развитие, если в компании:
- Четко определено место e-learning в общей системе корпоративного обучения.
- Запланировано поэтапное внедрение программ с тестированием на пилотных группах.
- Выделены необходимые ресурсы.
Теперь о пассивности. Конечно, eLearning будет носить пассивный характер, если разместить на портале сверстанный в pdf текстовый документ на 100 страниц или организовать вебинар в виде монотонной 2-х часовой лекции. Это никому не будет интересно. Но если разработать интерактивный курс, организовать дискуссию на форуме, а на вебинаре погрузиться в обсуждение часто задаваемых вопросов, то высокий уровень вовлеченности и активности участников будет обеспечен.
Чтение “сухой” лекции в вебинарной комнате не обеспечивает никакого взаимодействия с преподавателем. Необходимо постоянно работать с аудиторией, задействовать опросы и задания, задавать вопросы участникам, менять форматы подачи контента. Только используя на максимум инструментарий вебинарной платформы (обсуждения и смайлы в чате, опросы и тесты, демонстрация рабочего стола и видеороликов, совместная работа на общей доске или внешнем ресурсе), можно достичь той самой желанной интерактивности.
Даже несмотря на популяризацию онлайн-обучения и успешный опыт компаний, которые достаточно серьезно относятся к этому формату, на российском и украинском рынках продолжают распространятся типичные предубеждения про e-learning:
- Вера в существование eLearning специалиста-универсала, который будет внедрять, развивать и администрировать LMS, создавать курсы, проводить вебинары, подключать программы обучения и анализировать статистику.
- Убежденность в дешевизне (или даже в бесплатности) онлайн-обучения за счет наличия открытых онлайн-платформ, отсутствия командировочных и организационных расходов и других факторов.
- Неуверенность в эффективности онлайн формата, связанная с трудностями контролирования процесса обучения в том же формате, в котором это может сделать тренер в аудиторной группе из 20-ти человек.
Учитывая печальную комбинацию этих 3 убеждений, предлагаю углубиться в обсуждение ресурсов, которые необходимы для внедрения и развития эффективного e-learning в компании. И, тем самым, навсегда избавиться от мыслей о том, что электронные курсы не работают, сотрудникам некомфортно учиться дистанционно, вебинары не позволяют проконтролировать реальное участие. На самом деле, все работает. Но для этого нужны ресурсы и понимание особенностей использования каждого из инструментов для конкретных целей обучения.
Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club