Эффективное использование вебинаров в онлайн-курсах

Как эффективно использовать вебинары в онлайн-курсах


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

Обучение онлайн надо проводить с заботой о тех, кто учится. Забота проявляется и в том, чтобы избавить участников от лишней “воды”, оставить только конкретику. К нам приходят клиенты разрабатывать программу, и один из часто задаваемых вопросов – как посчитать, сколько вебинаров планировать в рамках курса?

Онлайн-мероприятия органично вписываются в процесс обучения при определенных условиях. О том, сколько вебинаров должно быть в онлайн-курсе и как сделать курс с заботой об участниках, поговорим в этой статье.

Подходить к разработке онлайн-курса нужно с мыслью о том, что участники не только купят его, но и успешно завершат обучение. Для них учёба – добровольный процесс, ведь заставить взрослых учиться не получится. Но участники сами возьмут знания, если: курс решает важную для них проблему, учебный процесс выстроен интересно, обучение организовано с заботой.

Что мы вкладываем в понятие “обучение с заботой”:

  • в онлайн курсе организован удобный режим обучения
  • курс проходит на технически несложной учебной площадке
  • участникам уделяется внимание, их работа и вопросы получают поддержку и ответы
  • материалы курса понятны и удобны в использовании
  • ритм курса хорошо вписывается в режим жизни участников

Такие требования нужно предъявлять к курсу в целом и отдельным учебным активностям, в частности к вебинарам. И тут встает вопрос о том, использовать ли вебинары в онлайн-курсе и сколько их должно быть, чтобы участники не теряли желание учиться.

Вебинары в онлайн-курсах – особенности формата

Временные ограничения и эмоциональные затраты

Вебинары хороши с точки зрения коммуникации – автор встречается с участниками своего курса “вживую”, получает быструю обратную связь и выстраивает доверительное общение. Однако, решая сколько будет вебинаров в вашем онлайн-курсе и будет ли он полностью состоять из вебинаров, стоит учесть временные и эмоциональные затраты и автора, и участников.

Автор пытается вложить максимум того, что знает в один вебинар, и часто затягивает время вещания. Что происходит с участниками? Зная, что выступление затянется, они на следующие вебинары идут неохотно и ждут, когда пришлют записи. Ведь записи можно посмотреть в ускоренном темпе или по частям. Так теряется главная ценность вебинара — живое общение, возможность обменяться мнениями, получить ответы на вопросы здесь и сейчас.

Исходя из этой тенденции, разработчики онлайн-курсов все чаще используют короткие видеоуроки по схеме – один урок, это одна мысль (задача, понятие, прием).

Проведение вебинаров зависит от самочувствия автора курса

Есть авторы, которые свои курсы проводят только вебинарами. Они уверены, что в этом “живом” общении и есть вся ценность курса. Так они объясняют высокую стоимость своих программ.

“Узкое горло” у таких курсов – сам автор. Их невозможно проводить регулярно и одинаково хорошо. Такие курсы проводятся, когда их создатель этого хочет, а не по расписанию.

Если вы планируете курс, который будет проходить регулярно, не используйте только лишь вебинары – минимизируйте привязку к самочувствию и настроению автора. Чтобы сохранить «живое» общение с участниками, можно использовать и другие форматы.

Чем можно заменить “живое” общение на вебинарах в онлайн-курсе?

Как говорилось выше, один из пунктов заботы об участниках – это поддержка и внимание к их работе и вопросам.

Какие еще форматы взаимодействия с участниками можно использовать вместо вебинаров:

  • Обратная связь по домашним заданиям от куратора. Например, автор создал курс, привлек кураторов, научил их работать с участниками, определил период, частоту их коммуникаций и проконтролировал качество взаимодействия с учениками.
  • Групповой чат. Например, автор создал чат, в котором ученики могут задавать вопросы, обсуждать нюансы, генерировать идеи и общаться друг с другом.
  • Объединение участников в мини-группы или в пары для выполнения некоторых заданий.
  • Публикация домашних заданий в соцсетях и работа в комментариях. Это помогает человеку получить поддержку не только внутри учебной группы, но и у своих коллег и знакомых вне её.
  • Даже бот в мессенджерах помогает участникам чувствовать поддержку. Например, в моем курсе “Я пишу!” бот каждый день высылает напоминание о задании и фразу в поддержку ученика.

У каждого формата цель одна – уделять внимание участникам и не бросать их в одиночестве. В своей практике вы можете использовать некоторые из них, опираясь на цели и смыслы вашего учебного курса.

И что же получается, длительные вебинары малоэффективны и надо их просто отменить?

Не отменить, но использовать их в нужном месте и в нужное время. Давайте по порядку.

Тестируем первый вариант онлайн-курса

Вебинары хорошо использовать в период набора участников на онлайн-курс. А еще они нужны, если вы тестируете минимальный жизнеспособный продукт (mvp) своего курса. Легче всего сразу оценить контент, когда его слушают «живые» участники.

Записываем вебинар, нарезаем в видеоуроки

Вебинарами можно “отписать” первый вариант курса. А дальше из записей сделать нарезку коротких видео или вебинары целиком использовать как готовые уроки. Но тут надо четко контролировать, что говорится во время записи – важно не растекаться в информации и не давать конкретных привязок к датам, потому что запись может использоваться многократно.

Вебинар –встреча с участниками курса онлайн

В тех курсах, что уже оформлены уроками, которые открываются в определенный день, вебинары пригодятся для взаимодействия и живого общения с участниками. Например, всю неделю участники выполняли задания и в конце недели они встречаются на вебинаре, где ведущий делает анализ их работ или типичных ошибок. Можно “вживую” задать вопросы, что-то обсудить.

Такие вебинары создают хороший эффект присутствия. Помогают поднять групповую динамику. Ведь работая индивидуально с домашними заданиями, участники могут не видеть, как справляются другие и переживать по поводу качества своих работ. В таких случаях вебинар хорошо снимет тревожность.

Сколько должно быть вебинаров в онлайн-курсе?

Решать этот вопрос придется автору, исходя из длительности своего курса и возможностей такого формата взаимодействия с участниками, как вебинар.

Давайте смоделируем ситуацию, когда нам нужно провести первый вариант нового курса, чтобы оценить его качество и в дальнейшем откорректировать. Учить будем, к примеру, видео-сторителлингу тех, кто хочет внедрить в продвижение своего бизнеса видео-истории.

Можно сделать так: курс распределить на две недели, через день проводить вебинары по 30-40 минут, на которых давать контент – информация плюс практическое задание. На выполнение задания у участников будет полтора дня, значит, задание можно давать сравнительно трудоемкое.

В конце недели – вебинар для обратной связи по тем заданиям, что были в течение недели. Или использовать этот вебинар для общения с каким-то специалистом – монтажером или сценаристом. В таком курсе можно сделать дополнительный вебинар с демонстрацией и разбором работ участников. Ведь логично было бы участникам за две недели создать свой первый видеоролик с историей о компании.

Что делать после проведения такого курса? Оценить успеваемость участников по всем заданиям, выявить те, что давались сложно и подумать, что можно изменить. Быть может, какие-то темы окажутся лишними, а другие потребуют деталей. Анализируем, дорабатываем и снова набираем группу.

Да, нужно помнить, что онлайн-курс – это живой организм. Он наполняется энергией его участников и изменяется с приходом новых и просто со временем.

И кстати, пример курса с видео-сторителлингом реальный. Этот тот случай, когда мы с клиенткой совместили вебинары с другими форматами обучения, обкатали программу, внесли изменения, и скоро выйдет обновленный релиз курса. И все же это совсем не значит, что такая же схема подойдет и другим образовательным проектам с другими преподавателями и аудиторией.

Тата Маляр

Автор: Тата Маляр
кандидат психологических наук, предприниматель, методолог онлайн-курсов, Co-founder проекта “Мастерская онлайн-бизнеса Т&М”, автор проекта Learntoteach.online

Поделиться:

© eTutorium 2014-2024 Все права защищены