Искусственный интеллект в образовании

Восстание машин: сможет ли искусственный интеллект заменить преподавателя?


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

В образовательном секторе происходит новый виток развития. Все вокруг говорят о пока еще “сыром” направлении. И связано оно с использованием ботов — программ на основе искусственного интеллекта для самостоятельного общения со студентами. Кто-то убежден, что замена образовательной деятельности роботами — это что-то из области фантастики и наивная иллюзия. Другие уверенно высказываются о том, что уже в скором времени машины полностью заменят преподавателей.

Почему ученые и лидеры мнений спорят о том, нужны ли нам роботы? Насколько реален сценарий, по которому искусственный интеллект захочет (и сможет!) заменить “живых” преподавателей?

В статье приводятся отрывки из панельной дискуссии в рамках конференции ELForum 2017

Прогнозы разнятся: эксперты разделились на 2 лагеря

Развитие искусственного интеллекта в образовательном сегменте разделило экспертов на 2 лагеря: если одни утверждают, что машины способны улучшить жизнь преподавателей, то другие считают, что они представляют значительно большую угрозу, чем потеря рабочих мест. Что же все-таки произойдет, если роботы плотно заполнят систему преподавания?

Анна Верба, CEO Группы компаний “Актив”

Однозначно, нас ждет интересное время, когда искусственный интеллект будет играть важную роль в образовательной деятельности. И я уверена, что это явление в большей степени коснется рутинных процессов в педагогике. Но, кроме рутинности, я — за эмоциональность и эмпатию. Как только искусственный интеллект достигнет этого уровня и будет понимать того, кого он учит, находить индивидуальный подход — это будет реальный прорыв


Георгий Ковалев, CEO PM Express

Чат-боты, которые есть сейчас, вряд ли можно назвать искусственным интеллектом. Большинство роботов — это хорошо или плохо написанные скрипты, которые умеют на входящие слова давать какой-то ответ. Называть это искусственным интеллектом пока рановато. Но, тем не менее, я выбираю сторону машин. Проблема в том, что мы не знаем, под каким углом на все это смотреть. Взять, например, стандартные приложения ОС Windows “Сапер” и “Косынка”... Они ведь были созданы не для развлечения. А с целью обучить пользователя работать мышью — ставить курсор в нужное место и освоить комбинацию Drag-and-drop. На мой взгляд, машина, хоть и пока под руководством человека, способна более аккуратно проводить обучение. И рано или поздно мы столкнемся с тем, что базовое обучение будет проводится машинами. Человеческий фактор, экспертное оценивание — никуда не денется. Но рынок образования сильно поменяется


Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng

Очевидно, что на горизонте большого количества лет, все работы заменит искусственный интеллект. Другой вопрос — случится это за горизонтом нашего планирования или до него. Сколько времени дети проводят за touch-устройствами? Больше, чем много. Вот шел ребенок с планшетом, споткнулся, упал. Он за сочувствием к кому пойдет — к планшету или к материнскому инстинкту? К инстинкту. Вот когда пойдет к планшету, когда будет чувствовать, что с той стороны его действительно что-то понимает. Не распознает, а именно понимает! Можно считать — роботы выиграли. Но случится это далеко за пределами нашего планирования


Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров “Стратоплан”

Если говорить о взрослой категории студентов, то проблема обучения заключается в том, что люди приходят на курсы в нересурсном состоянии. Наши тесты показывают, что 60-70% студентов испытывают профессиональную усталость и отсутствие какого-либо интереса. В какой-то момент у них просто перестают появляться результаты. На мой взгляд, роботы должны прийти на ступень раньше — научиться отслеживать эмоциональное, физическое, моральное состояние людей. В идеале — собирать метрики производительности и на основе них давать рекомендации. Например, увеличить продолжительность сна или отправиться в отпуск. Это позволит предотвратить профессиональное выгорание, что будет выгодно и работодателю. Согласитесь, кому нужно, когда сотрудник работает на 10% от своей потенциальной мощности? Проблема взрослого образования — не в eLearning-трансферах и не в процедуре передачи знаний. Роботы должны проявлять себя на более ранней стадии и заниматься отслеживанием состояния людей


Владимир Коваль, CEO Singularika

До 2030 года учителям бояться нечего. На сегодняшний день нет ничего, что может их заменить. Автоматизировать процессы — да. Есть боты, способные решать определенные узкие задачи. Например, первичное анкетирование студента они запросто проведут. Но если затрагивать социальные вопросы, то, на мой взгляд, процессы, которые сейчас происходят в обществе, не идут в сторону укрепления семейных отношений, отношений между детьми и родителями, и человеческих отношений в целом. Общество движется по принципу “человек человеку волк”. И в данном случае, робот будет ближе, чем человек. И побежит ребенок за сочувствием к планшету. И если затрагивать тему сильного искусственного интеллекта, то соблюдать материнский инстинкт и эмпатию робот будет лучше


Не замена, а робот-помощник

Мы наблюдаем за тем, как умные машины обыгрывают чемпионов в шахматы, переводят и распознают эмоции и человеческий голос, ставят медицинские диагнозы, рисуют, генерируют текст. И это впечатляет. Но когда мы говорим и фантазируем о будущем, в котором роботы могут облегчить жизнь преподавателям, мы визуализируем сценарий автоматизации процессов — когда рутинные функции педагоги могут смело поручить машинам. Особенно актуален этот вопрос на уровне адаптивного обучения, мотивации и сопровождения студентов.

Анна Верба, CEO Группы компаний “Актив”

Мы тоже обучаем взрослых людей. И сталкиваемся с проблемой, когда, казалось бы, у студентов есть четкий мотив на входе — получение международного сертификата. И на финише они все хотят иметь необходимые навыки и сертифицироваться. Но сложности возникают с мотивацией. Сейчас очень много лежит в основе личностных подходов — кого-то мы мотивируем, кого-то приходится убеждать, уговаривать, напоминать, чуть ли не вести за руку. Вот это все очень хочется передать в руки искусственному интеллекту.


Каковы приблизительные прогнозы к 2025-2030 году?

Адаптивное обучение, основной идеей которого является индивидуальная “подстройка” под психотип, способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика, перерастет в элитарное. Все, что можно будет автоматизировать и перевести в онлайн с помощью тех же алгоритмов и искусственного интеллекта — все это будет сделано для того, чтобы убрать рутину и оставить самое ценное — то, что преподаватель может дать непосредственно своему ученику.

Хороший преподаватель, как правило, стремится найти подход к каждому студенту. Для этого он не просто читает лекцию и дублирует тексты с учебников, а вдохновляет, импровизирует, пробуждает интерес. Заменить преподавателя, его нестандартное мышление, творческий подход и эмоциональную поддержку у искусственного интеллекта, на мой взгляд, не получится, и от этой идеи отказываются многие ученые. А вот избавить от рутинных нагрузок и дать возможность заниматься исключительно экспертным наставничеством — это гораздо более практичная задача, которую вполне могут решить машины.

Кроме того, роботы будут испытывать некие сложности и с оцениванием студентов. Искусственный интеллект сможет проверить правильность ответа, но не сможет оценить ход решения. До сих пор помню, как в школе я расписывала верное решение сложной математической задачи, а с ответом получалась несостыковка. И меня все-равно хвалили. Да, я получала не максимальные оценки за такие погрешности, но и 2-ки мне никто не лепил. А компьютер влепит. Причем, без объяснений. И ученик даже не поймет, в чем была его ошибка. Поэтому, препятствием полной автоматизации и роботизации процесса обучения становится именно живой человеческий фактор.

Вместо итога

Разработчик программного обеспечения и консультант автомобильного проекта Google Брэд Темплтон как-то заметил: “Робот станет действительно автономным, когда вы прикажете ему идти на работу, а он решит отправиться на пляж”. Это прекрасная фраза, в которой самосознание объединяется с автономностью.

А как считаете вы?
Станут ли роботы нашими помощниками и коллегами или одновременно одним и другим? Или нас ждет более мрачный сценарий, при котором они отнимут у нас рабочие места?
Елена Цевма
Верю, что с помощью качественного контента можно обогнать конкурентов, завоевать доверие читателя и превратить его в благодарного клиента.

Автор: Елена Цевма
Копирайтер проекта eTutorium. Автор и редактор тематического блога.

Поделиться:

© eTutorium 2014-2024 Все права защищены