Итак, вы эксперт в определенной области знаний. У вас за плечами богатый опыт преподавательской деятельности и внушительный список обучающихся и выпускников. Но что делать, если город, в котором вы живете и творите исчерпал свой ресурс, а желающие получить уникальные знания находятся на достаточно удаленном расстоянии? Более того, традиционные обучающие курсы требуют значительного времени и ресурсов, которых у большинства из нас нет. Это не только необходимость приезжать на занятия в установленное время и место, но и время, затрачиваемое на такие поездки.
Или вы никогда не обучали, но обладаете экспертными навыками и видите в себе потенциал успешного тьютора, несущего свои знания через просторы интернета посредством e-learning. И вот уже на протяжении длительного времени вы задумываетесь о собственном авторском онлайн-курсе, но сомневаетесь в своих силах. Как в этом случае перебороть себя и с чего начать? Безусловно, все и всегда начинается с решения. Но прежде чем полностью посвятить себя бизнесу в онлайн-формате, вы должны честно ответить на некоторые вопросы.
Готовы ли вы справиться с бизнес-задачами электронного обучения?
Конечно же, знание технологий электронного обучения, педагогического дизайна, а также поведения обучающихся необходимы и важны для успеха в вашем начинании. Но, вы также должны разбираться и в бизнес-аспектах вашего проекта. Речь идет о таких неотъемлемых его частях, как проведение деловых переговоров или самомаркетинг.
А еще нужно учитывать, что даже самые опытные специалисты в электронном обучении не смогут построить процветающий бизнес, если они не имеют эффективной маркетинговой стратегии. А чтобы ее создать, нужно грамотно проанализировать свою целевую аудиторию, определить, какие маркетинговые инструменты уже работают и как можно использовать их для продвижения дистанционного обучения.
Более того, нужно ответить на вопрос – готовы ли вы самостоятельно вести переговоры с потенциальным клиентом, чтобы получить максимальную цену за свой электронный курс? Вы способны начать управлять и взаимодействовать с командой, а также заниматься бюджетированием и финансовым планированием своего бизнеса?
У Вас есть четкое представление о том, в какой нише будет развиваться ваш e-learning бизнес? Какой сегмент рынка является для вас целевым?
Конечно, нужно понимать, кто ваш потенциальный клиент, у кого ваш продукт будет наиболее востребованным. Для примера возьмем Финансовую академию «Актив», которая выбрала своим целевым сегментом рынка компании уровня холдингов, корпораций и компаний с иностранными инвестициями, т. к. основное направление Академии – обучение по международным стандартам финансовой отчетности.
Но почему важно в самом начале задаваться подобными вопросами? Ответ здесь предельно простой – это даст вам возможность разработать маркетинговый план, который поможет охватить интересующую целевую аудиторию и извлечь максимальную выгоду из вашего ноу-хау. Стремитесь к тому, чтобы с помощью своих обучающих продуктов вы могли полностью удовлетворить потребности целевой аудитории в выбранной нише. Для этого не обязательно самому обладать всеми необходимыми для этого навыками (разбираться во всех тонкостях обучающих программ), ведь всегда можно воспользоваться аутсорсингом.
Вы готовы постоянно развивать свои навыки в направлении e-learning?
Думаю, для многих из вас очевидно, что для достижения успеха в любом деле необходима максимальная концентрация и постоянная жажда знаний. Е-learning специалист должен знать и применять в своей деятельности особенности обучения взрослых людей, хорошо разбираться в различных методах этого процесса, понимать их преимущества и ограничения. Более того, нужно обладать навыками таких «узких» специалистов, как методолог, педдизайнер, программист и т. д.
Навыки и знания в сфере e-learning можно разделить на 2 основные группы:
- Предметная область – знание методологии создания обучающих программ и проведения обучения, владение основами восприятия информации при различных формах обучающих процессов, навыки анализа и структурирования информации.
- Технологическая область – знание современных информационных технологий, таких как дизайн (в т.ч. вебдизайн), программирование и др. Готовы ли вы постоянно учиться для того, чтобы освоить все необходимое?
У вас есть амбициозный, но реалистичный план?
Не только в e-learning бизнесе, но и жизни в целом, необходимо ставить цели и сроки для их достижения. Придерживайтесь реалистичных взглядов при создании этого плана, но ВСЕГДА ориентируйтесь на успех. Будьте амбициозны! Решите для себя, сколько клиентов вы хотите в первый месяц, в первый год, а затем определите шаги для достижения поставленных планов.
Вот несколько советов, которые помогут вам занять выгодные позиции на рынке дистанционного обучения:
- Используйте социальные медиа для продвижения себя и своих услуг в электронном обучении.
- Создайте e-learning портфолио с кейсами, чтобы наглядно продемонстрировать ваши навыки и опыт, поддерживайте его в актуальном состоянии.
- Разместите на своем сайте или блоге отзывы благодарных клиентов, а так же настройте форму обратной связи и позаботьтесь о SEO.
- Не забывайте о «нетворкинге»! Регулярно посещайте тематические мероприятия в оффлайне: конференции, выставки, круглые столы. А в онлайне присоединитесь к е-learning группам и принимайте участие в обсуждениях.
На каждом пункте я остановлюсь подробней в моих будущих публикациях. Оставайтесь на связи ;)
Все эти вопросы помогут реально оценить вашу готовность и возможности к запуску e-learning бизнеса. Ну а ресурсами для его создания могут быть деньги, обаяние, навыки, смекалка, образованность, уверенность, связи, надежность, друзья, лояльность, привлекательность, местоположение, опыт, мотивация, талант, лидерские качества, логика и т.д. До новых встреч!