Игра в имитацию, или как оценить соответствие обучающего курса профессиональным стандартам

Игра в имитацию, или как оценить соответствие обучающего курса профессиональным стандартам


Время чтения: Нет времени читать?
Отправить статью на email

Ваше имя

Ваш email

Даю согласие на обработку персональных данных
Статья уже на почте, проверяйте ;)

«Игра в имитацию» - один из моих самых любимых фильмов с участием Бенедикта Кембербэтча. Это историческая драма о британском криптографе военного времени Алане Тьюринге, который взломал код немецкой шифровальной машины «Энигма» во время Второй мировой войны.

Знаете, как подбирал Алан свою команду? В специально отведенное время участники решали сложнейший кроссворд. Экспертов интересовал не только результат, но и процесс: с помощью чего были найдены правильные ответы и сколько способов решения предлагается. По сути, использовались технологии, близкие к тем, которые сегодня применяются в ассессмент-центрах (центры оценки и развития).

Интерес к оценке ключевых компетенций компании, определению интеллектуального потенциала за счет объективного (желательно независимого) оценивания в России за последние годы существенно возрос. Процедуры аттестации, обязательного повышения квалификации или корректирующего обучения давно и эффективно применяются в российском бизнесе. Также всем понятно, что прежде чем аттестовать или оценивать, нужно составить характеристику или модель специалиста. Долгое время, для составления характеристик и должностных инструкций мы руководствовались, как правило, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. С 1 июля 2016 года и работодатели, и работники должны будут опираться, в первую очередь, на требования профессиональных стандартов (если они есть), поскольку вступает в действие норма, установленная Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ.

Применение профессиональных стандартов работодателями любых форм собственности с 1 июля 2016 г. станет обязательным при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Важно четко понимать, как трактовать формулировку «Обязательное применение». Обязательное, если ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования.

При этом работникам также стоит поинтересоваться, соответствует ли их образование, название должности, тарифный разряд, практический опыт установленным требованиям. Если работник обнаруживает несоответствие в какой-либо части, желательно своевременно пройти обучение, например, повышение квалификации или переподготовку по дополнительным профессиональным программам. Что делать, если достаточно сложно оценить соответствие требованиям профстандарта? Есть ли установленный порядок и правила?

Скоро будет введен в действие следующий нормативный правовой акт – федеральный закон «О независимой оценке квалификации». 28 марта 2016 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы проект такого федерального закона. Законопроект предусматривает формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан. Это значит, что любое лицо, в том числе получившее нужные навыки самостоятельно, сможет пройти процедуру оценки (сдать квалификационный экзамен, например) в Центре оценки квалификации и получить документ, подтверждающий соответствие тому или иному квалификационному уровню.

Есть еще один очень важный аспект применения профстандартов. Они используются при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, а также образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ (см. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если в сфере ваших профессиональных интересов и задач находится проектирование и разработка образовательных и/или консалтинговых программ, то разобраться с особенностями структуры, основных единиц профессиональных стандартов для вас крайне важно. Безусловно, на официальных порталах уже размещено достаточное количество методических рекомендаций и пособий. Однако вопросов меньше не становится.

P.S. Полную запись мастер-класса вы можете посмотреть здесь

От автора статьи, Натальи Кузнецовой

“Мы с коллегами достаточно успешно практикуем игру в имитацию и разрабатываем онлайн-тренажеры для наших курсов, так как уверены, что для студентов, молодых специалистов, сотрудников в период адаптации на новом месте, самое главное оценить, насколько они готовы действовать в условиях, приближенных к реальным. Началом разработки, своеобразной точкой отсчета для нас сейчас являются профстандарты. По ним сверяем наше понимание трудовых функций и действий работника и запрос бизнеса. Будем рады поделиться своими наработками и услышать мнение коллег”.


Наталья Кузнецова

Автор: Наталья Кузнецова
Автор и разработчик электронных курсов
Педагог, руководитель проекта внедрения электронного обучения в Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова (Ростов-на-Дону)
natalykuznetsova.ru

Поделиться:

© eTutorium 2014-2024 Все права защищены